Печать

type:jpg, atr:292,412, title:Мастер Акира Йошизава

Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства.

Он родился 14 марта 1911 г. в префектуре Точиги в многодетной семье, и был предпоследним, шестым по счету ребенком. Из четверых родившихся до него сестер, трое умерли от болезней. Семья жила небогато, отец выращивал рис и овощи, продажа молока от нескольких коров позволяла сводить концы с концами. Вместе с тем в этом многочисленном семействе уделяли большое внимание искусству, в частности музыке; а совсем еще маленький Акира брал уроки живописи. Привитую с детства любовь к искусству он пронесет через всю жизнь. С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Возня с ней старших братьев скоро привела фигурку в полную негодность, и Акира попытался сделать такую же самостоятельно. Несмотря на столь юный возраст, это ему удалось! Возможно, именно тогда зародилась в его душе любовь к складыванию. В школе, в которую он пошел в шесть лет, не преподавали оригами. Однако мальчик занимался оригами самостоятельно, осваивая фигурки, которые традиционно были известны в то время. В возрасте 13 лет он перебирается в Токио, где в течение двух лет после работы посещает вечерние классы. В это время, как и многие молодые люди в Японии, он увлекается буддистской философией и регулярно посещает буддистский храм. В 22 года Акира Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре молодому человеку поручают учить новичков читать чертежи.

При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имеют успех и вызывают интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами. Он изучает классическое японское искусство бонсай, в котором очень важны чувства линии, композиции и ритма. Он понимает, что в отличие от умения составлять композиций из цветов, у оригами пока нет прочно завоеванных в стране позиций. Тем не менее, он решает специализироваться на складывании, прекрасно отдавая себе отчет, что ему придется идти нехоженой дорогой в одиночку. Разразившаяся война путает все эти планы. Йошизава работает в военном госпитале, и в этих условиях уделяя время складыванию. Когда его подразделение оказывается в оккупированном Гонконге, он устраивает выставку оригами для раненых, развешивая особо яркие фигурки над кроватями выздоравливающих солдат. После окончания войны нет смысла возвращаться в разбомбленный Токио, где жизнь в это время особенно тяжела. После демобилизации Йошизава едет в свою родную деревню в Точиги, где несколько лет перебивается случайными заработками. Он по-прежнему не оставляет своих занятий оригами. Это был самый тяжелый период в жизни мастера. Его жена, с которой он обвенчался незадолго до войны, умирает, годы идут, а его подвижнический труд остается незамеченным. Ситуация меняется только в 1950 г., когда директора школы префектуры Точиги избирают президентом профсоюза преподавателей труда и искусств. Он знаком с братом Йошизавы, и в результате Акира может продемонстрировать свои работы на организованной профсоюзом выставке прикладного искусства. Они имеют успех, и Акире Йошизаве предлагают выступить на съезде профсоюза с рассказом о роли оригами в образовании. Неожиданный счастливый поворот судьбы приносит мастеру определенную известность. Он решает вернуться в Токио и сделать занятия оригами своей профессией. В это время японскому драматургу Тадасу Изаве приходит в голову мысль напечатать на страницах газеты “Асахи крафт” сложенные их бумаги фигурки, символизирующие цикл восточного календаря. Изаве советуют обратиться к Йошизаве, и тот сразу соглашается. Несколько дней и ночей Йошизава творит, не выходя из специально снятой для него комнаты. Опубликованные в газете фигурки производят настоящую сенсацию, настолько они изящны и грациозны. Таких оригами японцы еще не видели! Их появление в “Асахи крафт” явилось поворотным моментом в жизни мастера. Множество людей в Японии начинают оказывать ему всяческое содействие в деле развития оригами. Он ездит по стране, выступая с лекциями в школах и университетах. Его модели публикуют на страницах периодических изданий. В 1953 г. его работы становятся известны на Западе, в основном благодаря переписке, завязавшейся с Гершоном Легманом. В 1954 г. на японском языке выходит его первая книга “Новое искусство оригами”. Она совсем невелика по объему и отражает лишь вершину айсберга творчества мастера. К моменту ее публикации у него скапливается уже несколько тысяч оригинальных моделей. В том же году Акира Йошизава организует общество оригами, а через два года повторно вступает в брак. Не имея детей, мастер и его верная спутница Кайо Йошизава считают, что все творения, которые выходят из рук мастера – это их родные дети. Известность и слава мастера растет. Как и многие в Японии, он считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву. Ни одна из фигурок не похожа на остальные – у каждой своя поза, выражение, свой неповторимый облик. Большинство уникальных работ мастера сделано на основе хорошо известных базовых форм. Накопленный с годами опыт позволяет Йошизаве извлекать из них все новые и новые неповторимые творения, которые удивительно напоминают создаваемые природой живые объекты. Кажется, что положение складок на некоторых фигурках мастера точно не определено. Однако, это не так. “В оригами не должно быть случайных линий – напутствует мастер новичков – каждая из них должна быть продумана”.


Далее предлагаю Вашему вниманию несколько схем фигур, которые сделать достаточно легко в любое время, если у Вас имеется свободная минутка и бумага под рукой, а также они могут позабавить детей.

Итак.

Первая фигура – «Хомяк».

type:jpg, atr:181,116, title:Мастер Акира Йошизава

Схема:

type:jpg, atr:452,325, title:Мастер Акира Йошизава

Наметьте диагонали квадрата 
Сложите углы к центру 
Сложите боковые углы к центру. Переверните модель 
Загните верхний угол к центру. Переверните модель 
Сложите верхние углы к центру 
Сложите нижние углы к середине 
Согните модель пополам 
Выполните хвост как показано на рисунках 

Заверните внешние стороны хвоста вовнутрь 
Выполните надрез 
Загните углы вверх 
Опустите угол вниз 
Модель готова 
Действительно несложно, только немного аккуратности.

И вторая фигура – «Галчонок»

type:jpg, atr:139,151, title:Мастер Акира Йошизава

Схема:

type:jpg, atr:473,474, title:Мастер Акира Йошизава

Наметьте диагонали квадрата 
Сложите углы к центру 
Отверните углы к центру 
Сложите квадрат по диагонали 
Выполните складку, как показано на рисунке 
Переверните модель 
Выполните складку, как показано на рисунке 
Подогните нижний угол квадрата 
Опустите вниз верхний угол квадрата 
Переверните модель 
Выполните пункты 8,9 
Вытяните угол 
Выполните внутреннюю зигзагообразную складку 
Модель готова.
Она оживет, если одновременно потянете за концы крыльев.

Как видите, всё очень просто.

Категория: О Японии
Просмотров: 3754