Печать

Нередко накануне рукопашных сражений происходили схватки богатырей. Русские богатыри обладали исключительной силой и умением. Народ их любил и уважал, называя «людьми божьими». До сих пор во многих местах России поют песни, рассказывают былины и легенды о богатырях. Они занимают особое место в русских народных сказках.

Обучение рукопашному бою с оружием на Руси начиналось с раннего детства. Когда в семье князя или дружинника рождался сын, ему дарили меч. При достижении юношеского возраста опытные наставники посвящали его в воины. При этом юноша сдавал своеобразный экзамен по владению различными видами оружия.
Видимо, не случайно русские полководцы того времени отличались совершенным мастерством рукопашного боя.

Немало славных страниц в историю вписали русские воины во времена нашествия монголо-татар. Так, в 1237 г. войска хана Батыя в Рязанском княжестве учинили кровавую резню в ответ на отказ горожан платить дань, Евпатий Коло- врат, находившийся с князем Игорем в Чернигове, вернулся на Родину. Увидев разграбленный город, кровь и слезы, он с дружиной численностью 1700 человек, многие из которых были монахами, догнал и напал на орду Батыя. Много татар погибло в том бою, Многочисленные атаки врагов ничего не дали. Их волны накатывались на стоящую насмерть дружину Евпатия и разбивались, оставляя гору убитых и раненых. Сам Евпатий Коловрат своим мечом одним ударом разрубил всадника вместе с лошадью. Видя бесполезность попыток сокрушить русскую дружину, понеся огромные потери, хан, по совету китайца, приказал забросать воинов из камнеметных машин. Предание гласит, что, пораженный их удалью и храбростью, Батый распорядился захоронить тела с воинскими почестями.

Известно, что в русских монастырях также знали и ценили искусство рукопашного боя. Нередко там готовили сильных и искусных бойцов. Память народная не забывает подвиг монаха Пересвета, благославленного Сергием Радонежские, который в 1380 году на поле Куликовом победил свирепого Телебея.
В Русском войске всегда бережно хранились старые боевые традиции единоборств. Они передавались «из уст в уста», позже нашли отражение в специальных руководствах и наставления*. В вышедшем в 1677 году воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» значительная часть посвящена рукопашному бою. Выдающиеся русские полководцы вопросам подготовки воинов к рукопашному бою придавали большое значение. Так не смотря на появление огнестрельного оружия в Русской армии, особое внимание уделялось штыковому бою.

Огромная заслуга в развитии этого боевого искусства принадлежит легендарному А. В. Суворову. В своих известных трудах «Полковое учение», «Наука побеждать» он требовал учить без «жесткости и торопливости», с «подробным растолковыванием и показанием» каждого приема. В конце обучения проводились специальные учения по применению приемов штыковой атаки в рукопашном бою. «Пуля дура, а штык молодец» — учил полководец. Традиции русского войска продолжил ученик Суворова, знаменитый Кутузов М. И. Он требовал: «Каждый офицер должен личным примером воодушевлять людей в рукопашных схватках».
Выдающийся русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков также уделял должное внимание физической подготовке моряков, в том числе рукопашному бою. В дальнейшем традиции обучения рукопашному бою дополнялись, видоизменялись в соответствии с новыми историческими условиями.

В апреле 1907 г. разрабатывается руководство «Обучение штыковому бою». В 1924 году вышло руководство «Физическая подготовка ОРККА и допризывной молодежи», которое состояло из 9 книг. Одна из них была посвящена способам нападения и защиты в бою.

Категория: Русская страница
Просмотров: 3144