Печать

Замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида - человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано.

Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем - сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление - Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем.

1867-1922

В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано - известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал "дзюдо". (Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару - нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн - кем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшижся самураями. Современное дзюдо явно это демонстрирует и в действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.) Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках Дзю-дзюцу. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения.

У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан - высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси ("Горный вихрь"), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могло встать на ноги.

Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соремнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Лзюдо от уровня боевого искусства (Бу-дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо), и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материала из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе "Дзю-дзюцу мистера Кано", как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что "Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано" (цитировано по "Полному курсу Кано Дзю-дзюцу", авторы Ганкок и Хигаси, опубликованному издательством "G.P.Puthan and Sons" в 1905 году и переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов - таких как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнований было бы несложно предсказать.

Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-рю Айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-рю в исполнении Сиро Сайго.

Во всяком случае, многие из так называемых "Ко-рю" - старых школ Дзю-дзюцу - были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием.

Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области оразования и, несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применяться только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы дзюдока бог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Случилось так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан - ханси - по кюдо, и умер 23 декабря 1922 года в возрасте 57 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-дзюцу с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция.

К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сиро Сайго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому чтобы избежать их, а возможно и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно покинул его.

С отъездом Сиро Сайго из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы дзюдо все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а "жесткое" дзюдо сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы (формы будо) просто в спорт, практически неэффективный в реальном поединке, в котором решающими для победы факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований

Категория: Библиотека БУДО
Просмотров: 3970