Печать

Тип второй - бойцы.

По логике повествования именно с бойцами я общался в зале Кекусин-кай. Люди это, по большей части, серьезные. Костяк, становой хребет школы. Без "стенки" бойцов, в физическом или психологическом плане, любая школа рассыплется, как карточный домик.

"Не думайте, что Я пришел принести мир 

 на землю; не мир пришел Я принести но меч."

Евангелие от Матфея. Стих 10:34.

На тренировке такие люди заметны сразу, они выделяются из общей толпы не только накатанностью движений, но и собранностью, уверенностью в себе. Помыкавшись будучи учеником по залам и выбрав подходящую ему технику и инструктора, боец обретает своеобразную внутреннюю стабильность, резко контрастирующую с психологическим состоянием новичков. В спортзале бойцы сотрясанием воздуха, подобно ученикам, не занимаются. На этом этапе, обычно, знают, как и над чем работать. Подгонять и призывать к дисциплине их не нужно. Сами могут приструнить новичка. Если в группе хотя бы 3-4 хороших бойца, осознающих свое положение, за общую рабочую атмосферу и дисциплину в зале можно не беспокоиться. Кроме рабочего настроя, бойцы создают в школе своеобразную атмосферу внутренней общности, единства, которого так не хватает большинству людей в наше разобщенное время. Впрочем, бойцы не обязательно тренируются только в одном месте. По спортзалам бойцы тоже ходят, но не искать более совершенную систему, а, чаще всего, попробовать свои силы.

Если этап ученика - это этап выставления формы, то этап бойца - это ее наполнение. Техника к этому времени уже выставлена и отточена до вполне удовлетворительного уровня, и приходит пора применять ее в том, для чего она и предназначалась, то есть в схватке с противником.

Уже давно известно, что реальный бой - это столкновение, в первую очередь, характеров и, во вторую очередь, конкретных техник. Исходя из этого, основная черта характера, необходимая бойцу, на которую можно нанизывать остальные качества, это воля. В более узком прикладном варианте, это воля к победе. Боец меряется не тренировкой, а боем. По этой причине бойцы и ходят в чужие спортзалы. Настоящий боец интуитивно чувствует, что в собственном спортзале, где все так или иначе свои, настоящая критическая ситуация никогда не возникнет. Да и техника в одном спортзале скроена по одному шаблону, и узнать, что она стоит на самом деле, можно лишь тогда, когда противник пользуется другой системой работы. Такие "гастролеры" в спортзале легко вычисляются по нескольким признакам. Во-первых, все действия уверенные, накатанные, культура движения у них, за редким исключением, на высоте. Во-вторых, на тренировке работают с ленцой, но не потому что не могут или не хотят, а берегут силы к финальным спаррингам. В-третьих, смотрят на то, что показывает инструктор, несколько отстраненно, а больше по сторонам, выбирая своего брата-бойца, с которым стоит поработать. А то придти в чужой спортзал и попасть в пару с новичком, который ничего не умеет и не знает, что за интерес. Вот в такой ситуации в чужом спортзале при встрече с незнакомой техникой и нужна воля как качество характера, позволяющее в бою биться до конца (желательно победного), не смотря ни на что.

Про реальную ситуацию на улице отдельно говорить нет необходимости. Там все те же параметры доведены до своего апогея. И место чужое, и с кем, как придется драться не понятно, и воля там гораздо нужнее, т.к. ставки выше. Но, похоже, энтузиастов, натягивающих вечером штаны посвободнее и отправляющихся на "практику" в темные подворотни, в наше время поубавилось. Зато как улицы, так и чужие спортзалы часто преподносят нам любопытные сюрпризы, в которых порой филигранная техника оказывается бессильной перед одним-двумя приемами. Просто этими приемами владел боец, а свою филигранность демонстрировал всего лишь хороший ученик. То, что у ученика выставлена форма техники, совсем не гарантирует, что он автоматически становится бойцом. Жизнь не обучение в институте, где достаточно просто "сдать" предмет, чтобы перейти на следующий курс. Чтобы техника стала боевой, нужно ее наполнить психологически, обеспечить чем-то, что делает ее грозным оружием, а не сотрясанием воздуха в прямом и переносном смысле. Что, впрочем, не означает, что техника вообще не нужна и бойцом можно стать только на внутреннем напоре.

Трудность в подготовке бойца состоит в том, что если ученика приходится учить форме движения, то бойцу необходимо формировать определенные черты характера. Это неизмеримо сложнее. Здесь на простом количестве отжиманий от пола далеко не уедешь. В старых школах это прививалось с помощью медитаций, психологической накачкой под соусом определенных идей. В наше время большинство школ такими проблемами себя не утруждают. Исключение составляет разве что Кекусин-кай с его духом истинного каратэ, да еще несколько стилей. Да и сколько ни накачивай ученика, приказать ему чувствовать волю к победе невозможно. Можно заставить бегать, отжиматься до потери пульса, можно даже, когда ему явно надоедят предыдущие занятия, воззвать к достоинству истинного мужчины, пытаясь подогреть его эмоции, но если любого ученика можно рано или поздно заставить выполнить любую форму движения или приема, при условии, что он, естественно, ходит на тренировки, то боец должен сам почувствовать тягу к реальному бою, и без этого движения души все инструкторские потуги и воззвания в одно ухо войдут, а через другое выйдут, не оставив сколько-нибудь заметного следа.

Итак, в формировании бойца участвуют две составляющие, одинаково необходимые друг другу: объективная и субъективная. Объективная - это техника, т.е. удары и броски, финты, тактические хитрости и другие способы ведения боя. Субъективная - это воля, уверенность в себе и своей технике. Поддерживать баланс между этими составляющими не такая уж простая вещь, как может показаться с первого взгляда. Если обгоняет объективная часть, возникает ситуация, когда человек знает много, а на практике это не испытал. Чтобы быть уверенным в технике, необходимо, чтобы она оправдала себя в бою. Речь идет не об огромных количествах занимающихся, тешащих себя "чистым" знанием, не задаваясь проблемой того, насколько это знание реально, а о бойцах. Людях, которые хотят действительно что-то знать и уметь, и не только в рамках собственного спортзала. Проверка техники дело тонкое, особенно для людей, которым свойственно в себе сомневаться. Не спешите сразу искать себе приключений на голову. Реальное знание обладает интересным свойством рано или поздно проявляться во внешнем мире, находить для себя точку приложения. Если события не подталкивать в спину, происходит это в то время, когда знание созревает и доходит до необходимой кондиции, и в этом случае вероятность успеха возрастает во много раз. Подчас одна удачная схватка дает мощный импульс для всего дальнейшего развития. Только не самоуспокаивайтесь, годами вспоминая о своих "исторических" победах.

Иногда приходится терпеть и поражение, которое может заключаться не только в том, что вас послали в нокаут, но на более высоком уровне в том, что хоть по физиономии этому "товарищу" вы и заехали и даже с оттягом, но провести свою технику, свою коронку, которую вы так долго взращивали и тренировали, у вас не получилось. Не спешите отчаиваться в себе и в проделанной работе. Бой дело непредсказуемое, зависящее от целого ряда причин, и, в первую очередь, от вашего внутреннего состояния. Может на работе неприятность, с женой или с девушкой поскандалили, да мало ли что влияет на состояние человека, даже если он этого не осознает. К тому же для боя мало не иметь "негатива" в эмоциональном плане, хорошо когда и определенный "позитив" во внутреннем настрое присутствует. Лучше всего такой позитив можно охарактеризовать словом "кураж". Тогда получается импровизировать, искать и находить все новые варианты использования знакомых приемов. Идешь домой после такого боя и, выпятив грудь, ощущаешь себя то ли мастером, то ли суперменом. Правда через несколько дней или после следующей тренировки, запускаешь кимоно в угол и клянешься больше в зал ни ногой, так как такого тупого и беспросветного идиота как вы, свет еще не видывал, и положение ваше бесперспективное и безнадежное. Говоря другими словами, чувствуешь полнейший психологический "откат". Между этими состояниями и идет процесс обретения уверенности в себе и в своей технике. Хорошо чтобы он не заканчивался никогда, так как служит исходным импульсом для дальнейшего развития.

Часто говорят, что к бою необходимо быть готовым в любой момент, вне зависимости от состояния. Не отрицаю, но мы говорим не о схватке не на жизнь а на смерть, когда экспериментировать в принципе противопоказано, а об испытании на прочность и результативность новых навыков. Именно поэтому техника бойца высокой квалификации по своей структуре сложна и многомерна, в ней присутствуют как приемы, которые боец знает "на зубок", так и приемы, которые находятся на стадии испытания и отработки. Если ситуация серьезная, "а нам нужна одна победа", и средства не играют сколько-нибудь значительной роли, понятно, что пользоваться нужно самым простым и проверенным. Но сколько можно жить на элементарном? Рано или поздно вам попадется противник, которого по дешевке не купишь, на мякине не проведешь и который сам знает всю простейшую базу боевого искусства не хуже вас, и с чем вы тогда останетесь, не имея в своем арсенале ничего, кроме, допустим, прямого удара ногой?

Существует и второй тип бойцов, у которых субъективная составляющая подготовки далеко обогнала объективную, говоря по простому, такой боец уверен в себе до мозга костей, бывает что и без соответствующей технической поддержки. Дело это хорошее, но до поры до времени. На противника такая уверенность действует подавляюще, даже гипнотизирует где-то, что дает существенное преимущество в ходе схватки. Вообще, когда совсем ничего не умеют, напирают в подавляющем большинстве случаев агрессивностью, и на этом пути можно, конечно, испугать и ошеломить ученика, но, при столкновении с бойцом, знающим цену себе и своей технике, участь такого драчуна будет печальной. Давно замечено, что чем больше из себя человек строит, тем меньше он на деле стоит. Выглядеть круто, обычно, стремятся ученики, либо недоучки. Вообще, по некоторым психологическим исследованиям, страх и агрессия возникают у человека тогда, когда для контроля данной, конкретной ситуации у него не хватает сил. Боец же, как уже говорилось, знает себе цену, т.е. и технику освоил хорошо, и работать на ней может. При таком раскладе набивать свою стоимость дешевыми понтами надобности нет. К тому же бойцы, это люди с солидным опытом спаррингов, и чем больше опыт, тем больше человек усваивает простую до безобразия истину, что на силу всегда найдется большая сила, на технику более изощренная техника, и чем реальнее бой, тем больше в нем может быть неожиданностей и случайностей. С учеником хоть своей, хоть чужой школы боец справится, а с другим бойцом все не так просто. Но это не означает, что среди бойцов не встречаются люди с повышенной агрессивностью. Встречаются и очень даже часто. Существует даже такой термин - "природный боец". Чаще всего это субъекты с высоким уровнем подсознательной агрессивности, для которой у них один выход: бой, спарринг. Но в этом случае агрессия проявляется именно в процессе поединка, а не до или после него, как у многих новичков. Другой разговор, что потолок развития природных бойцов не слишком высок, и границу им ставит их собственная агрессивность. Техника есть, уверенности в себе хоть отбавляй. Если все это соединяется с хорошей физической формой, то что еще надо? Вот именно, что? Куда двигаться дальше, если и так все ясно и понятно. Коллекционировать свои победы над менее состоятельными противниками? Времена у нас этому не способствуют. Вся коллекция из рассказов будет состоять где, кому и как. Никакой поэзии. Раньше, к примеру в Америке, с побежденного скальпы снимали. В Европе доспехи с собой уносили. А теперь? Пояс снять и на стенку повесить. Хорошая идея. На пояса, обычно, иероглифы школ нашивают. Приходишь в зал и прямиком, без всякой там дипломатии: "С кого тут у вас можно пояс снять, а то мне для коллекции не хватает." Плохо то, что пояса не все носят. Что с боксера можно снять? Спортивные трусы?

К тому же, сколько бы вы побед не одержали, жизнь штука динамичная, застоя не любит. Техника либо прогрессирует у данного конкретного бойца, либо деградирует от самоудовлетворения и самодостаточности. Третьего не дано, велосипед устойчив только в движении, и нотка неуверенности в себе полезна самому крутому бойцу, т.к. дает импульс для дальнейшего развития. Если человек окончательно и бесповоротно самоуспокоился, то можно не сомневаться, что это до поры до времени, и жизнь исподволь готовит ему какую-то очередную неудобоваримую пакость, с которой он в скором времени и столкнется. Но разве нет бойцов, которые уходили небитыми? Конечно есть, уходили вовремя, так сказать хлопали дверью прежде, чем их за нее выставляли. Если даже жизнь по одной ей известной причине замешкалась, и пакость запаздывает, то все равно впереди старость, а мимо нее еще никто проскочить не смог. Бойцы старятся, с годами теряя по крупицам свою былую форму. Некоторые гораздо быстрее обычных людей, т.к. сказывается изношенность организма напряженными тренировками. Другие, чей дух покрепче, держатся дольше, но редкие дотягивают до 40 лет, и дело не столько в возрасте, сколько в том, что работать на одной технике и в 20 и в 40 лет невозможно. Нужно перестраиваться, а гибкости и запаса свободы двигательной системы обычно не хватает.

Если этика ученика строится по вертикальному принципу: ученик - учитель, то этика, важная для формирования бойца идет по горизонтали: боец - боец. Другими словами это равенство, т.к. в бою равны все, вне зависимости от заслуг и регалий. Умение корректно вести себя в поединке вызывает уважение вне зависимости от того, кто кого переиграл и кто кому навешал по физиономии. Любопытно, что этика бойца негласно соблюдается в большинстве залов, не важно какой стиль там преподают. Исключение составляют бесконтактные стили. Апломба хоть отбавляй, а практики проверки своих навыков не хватает.

Первая и самая главная психологическая доминанта в плане этики, это сведение до минимума личного элемента в бою. Встречаются не Петя с Колей, а два бойца. Амбиции, стремление что-то кому-то доказать, в том числе и себе самому, обиды и другие эмоции здесь не уместны. В бою доказывать нечего, так как непобедимых не бывает, и чем раньше боец это поймет... тем реже он будет терпеть поражения, т.к. стремление всегда быть на высоте это, в своем роде, психологический зажим, тормозящий развитие. То же самое и с обидой, которая является другой стороной амбициозности и проявляется тогда, когда претензии быть кем-то тем или иным образом задеты. Не смотря на очевидную элементарность, исключить из схватки личный элемент не так просто. Мы все, по факту, клубки из различных комплексов и неоправданных надежд и стремлений, зато, если вам это удалось, все остальное из боевой этики не будет представлять для вас значительной сложности.

Поскольку, борьба с собственным самомнением дело затяжное и долгое, а время не ждет, чтобы вас пореже задевали, существует хорошее правило, позволяющее избежать слишком сильных уронов вашего достоинства от некорректных действий противника. Иногда действительно бывает по-человечески обидно, когда ты работаешь мягко, осторожно, аккуратно, а противник лупит со всей накопившейся дури. Тогда необходимо срочно включать в действие закон физики, имеющий свое значение и в боевом искусстве: "Действие равно противодействию". В этом нужно немного потренироваться. Зато потом вы будете "на автомате" отвечать соответствующем образом на каждое изменение обстановки. Увеличил скорость противник - получил такую же, усилил вложение - то же самое получил назад, и здесь уже никаких сантиментов не должно быть. Ищущий себе острых ощущений на голову да обретет их на ту самую голову, откуда данное желание исходило.

В бою есть еще одна тонкость, которую надо хорошо чувствовать. Умейте домысливать ситуацию и понимать, когда вас жалеют и не добивают. Не стоит после этого пользоваться моментом и навешивать более благородному, чем вы, противнику. На улице дело другое, не добил - сам виноват, получи все, что причитается. Но зал это все-таки не улица. К примеру, после броска вас зафиксировали на полу коленями, но не стали вкладывать в добивание вес всего корпуса, ломая вам ребра. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, что со сломанными ребрами пинаться ногами с земли не представляется возможным. Более яркий пример: в процессе схватки вас захватили за горло. После этого достаточно посильнее сжать пальцы и серьезная травма обеспечена, если не что-нибудь похуже. С другой стороны нужен определенный опыт, дающий возможность уловить тонкую грань между "не стал" и "не смог". Ведь то, что вас бросили, еще не основание для сдачи на милость победителя, и не один, и не два незадачливых бойца получили с земли ногами в пах и голову за самонадеянность, считая что удачный бросок сам по себе решает ситуацию в их пользу. Бывают вообще анекдотичные случаи. Однажды я в свободном бою взял одного уникума на удушающий со спины. Люди, занимавшиеся дзю-до, знают, что уйти от такого приема практически невозможно. Не желая доводить до логического конца удушение, лишь чуточку прижал шею, фиксируя положение. "Уникум" дотянулся до моего бока своими пальцами и с полной и безапелляционной уверенностью заявил: "Сейчас я вам ребра вырву", хотя, исходя из моего опыта, максимум, на который он был способен в такой ситуации, это щекотка слабой степени. Впрочем парню так задурили голову, что устраивать с ним дебаты не хотелось. Позанимается, сам поймет, что к чему.

Все знания и тонкости ведения максимально приближенного к реальному боя нельзя охватить в одной статье, даже больше, их нельзя преподать как некий свод правил на манер кодекса Буси-до. Это черный пояс можно купить в любом спортивном магазине, а осознание себя бойцом, подчас, стоит гораздо больше и валюта тут другая: тренировки, спарринги различной степени жесткости и сложности на протяжении такого срока, чтобы накопился достаточный для данного бойца личный опыт.

Необходимость постоянно тренироваться, держать себя в форме, неизбежно приводит к следующему результату: от контроля над телом, ученик, становясь бойцом, постепенно переходит к контролю повседневной жизни. Чтобы держать себя в высокой степени готовности, как физически, так и психологически, необходимо выкраивать время для тренировок, как в зале, так и дома, жить в определенном ритме. Даже полчаса утренней разминки становятся, подчас, непреодолимым препятствием на пути, не говоря уже о более длительных домашних тренировках в другое время. То передача вечером интересная, то на работу выходить пораньше, чем обычно, то на тренировке устал, то недоспал, то переел... Мало ли можно найти оснований для собственной лени. "От нечего делать пьют только недалекие люди, умный человек всегда найдет причину". Что-что, а в плане самопотокания и самооправдания мы все на гениев тянем. Бывает, правда, и другой, более редкий вариант, когда занимающийся на голом энтузиазме буквально изматывает себя непосильными нагрузками и, когда организму надоедает подобное издевательство, тренировки прекращаются на долгий срок, такой, что весь накопленный багаж исчезает как роса под полуденным солнцем. Либо, если "энтузазизма" значительно больше, тело доходит до уровня истощения, и болезни перекрывают путь для дальнейшего развития.

Обыденное существование, хотя многие этого не чувствуют, подчинено формальному ритму, который навязан нам внешним миром. Утром на работу, так как нужны деньги (соответствуют ли полученные вами деньги времени и силам, затраченным, чтобы их заработать). Вечером домой, так как жена хочет видеть мужа у себя под боком, а не неизвестно где, хотя, может быть в этом "неизвестно где" одни мужики и не капли спиртного. По воскресениям к друзьям с бутылкой, не придешь - обидятся, друзья ведь, да и расслабиться после рабочей недели жизненно необходимо. Про то, что на утро будет с головой после расслабления, в этот момент мы почему-то не думаем. И так год за годом, пока не обнаруживаем, что на работу уже не надо, так как подошла пенсия, жена превратилась в старуху, пить нельзя из-за цирроза печени, а ничего другого все равно не осталось. Такой автоматизм напоминает в каком-то плане рабочую машину, если не учитывать то, что ни за одним механизмом так мало не ухаживают, как человек за самим собой.

Начав методично тренироваться, человек создает в жизни "зону" контроля, где он сам определяет, что ему делать, сам контролирует и отвечает за результаты. Вокруг этой ниточки постепенно могут структурироваться и остальные направления, присутствующие в его микромире. К тому же, регулярные тренировки учат не сомоизнасилованию или самопотоканию, а контролю за процессом работы, постепенно приучая человека относиться так же к любой проблеме в жизни: не изматывать себя излишним напряжением по поводу и без оного и не откладывать все сложности на завтра по принципу "с понедельника возьмусь". Но для такого поворота в сторону осознания своего бытия необходима конкретная точка приложения сил, место, где можно опробовать новый характер взаимоотношений между собой и миром. И этой точкой может стать для вас боевое искусство, впрочем, как и любое другое дело, которое вас действительно интересует.

 

http://www.isrb.ru/articles/stages_1.html

Категория: Библиотека БУДО
Просмотров: 3045