Печать

«В современной психологии взаимоотношения между Морихеем Уэсибой и Сокаку Такедой, могли бы быть классифицированы как амбивалентные»

Позвольте мне начать с моего категорического утверждения о том, что наиболее значимое влияние на развитие айкидо оказало Дайто-рю дзюдзюцу. Это искусство, являющееся продолжением боевых традиций клана Айзу, существовавших на протяжении нескольких сотен лет, пропагандировалось во многих частях Японии известным мастером боевых искусств Сокаку Такеда. Он осуществлял эту деятельность во времена правления кланов Мэдзи, Тайсо и раннего Шова. Известный в равной степени своим боевым мастерством, доблестью и жестким характером, Такеда использовал свои способности в более чем одной схватке «не на жизнь,
а на смерть».

Такеде было пятьдесят четыре, когда Морихей Уэсиба впервые встретился с ним в отеле «Хисада» на Хоккайдо, в конце февраля 1915 года. Эта встреча послужила началом долгих, бурных и в конечном результате очень продуктивных взаимоотношений, которые продолжались в течении более чем двадцати лет.

Первичная практика Дайто-рю Уэсибы включала в себя три десятидневных семинара, следовавших один за другим и закончившихся 4 апреля того же года. Записи Дайто-рю свидетельствуют о том, что Уэсиба принял участие и в трех других семинарах Такеды, проведенных в 1916 году. Уэсиба также приглашал Такеду в свой дом, где тот обучал его техникам Дайто-рю высочайшего уровня. К сожалению, сохранилось мало информации о «домашнем» обучении Уэсибы и его продолжительности.

Уэсиба раз и навсегда покинул Хоккайдо в декабре 1919 года, когда получил телеграмму с известием о серьезной болезни отца. Он передал свой дом — скромное деревянное строение — Сокаку Такеде и вернулся в свой родной городок Танабэ. По пути он совершил незапланированную остановку в Аябэ — центре религии Омото — для того, чтобы помолиться за выздоровление своего отца. Там он и встретил Онисабуро Дегучи — еще одного человека, оказавшего существенное влияние на его жизнь.

Отец Уэсибы уже умер, когда тот вернулся домой. Морихей решил перевезти всю свою семью, состоявшую из жены, его матери и двух детей, в Аябэ и осуществил это намерение весной 1920 года. По настоянию Дегучи, Уэсиба открыл первое на Аябэ доджо в своем доме, известном как Уэсиба Юку, и преподавал Дайто-рю ученикам, большая часть из которых была приверженцами религии Омото.

Два года спустя, в апреле, Сокаку Такеда со своей женой, дочерью и шестилетним сыном Токимуне, будущим ведущим мастером Дайто-рю, переехал в Аябэ. Сейчас трудно сказать — был ли Такеда приглашен на Аябэ Уэсибой, или сам решил туда приехать — версии официальных источников айкидо и Дайто-рю значительно различаются. Определенно известно то, что Такеда оставался в Аябэ в течение пяти месяцев, обучая членов доджо Уэсиба Юку, и то, что по окончании этого периода Уэсиба получил от Сокаку Такеда «кйоджу дайри» — сертификат, закрепляющий за Морихеем официальный статус инструктора Дайто-рю. Также известно, что между Такеда и духовным лидером Уэсибы, Онисабуро Дегучи существовала взаимная неприязнь, которая однако, не помешала Дегучи при отъезде Сокаку Такеда вручить тому на прощание меч и рукописный рисунок. В любом случае, все говорит о том, что отношения в Аябэ между Сокаку Такеда — человеком небольшого роста но, несмотря на это, мужественным и отважным — и его наиболее известным учеником Морихеем Уэсибой были напряженными.

После отъезда Такеды в сентябре 1922 года, они с Уэсибой встречались крайне редко, хотя Сокаку нанес несколько визитов в додзе, расположенное в Токио. Со временем, пока Такеда интенсивно путешествовал по всей Японии, организовывая семинары главным образом для известных личностей, таких как судьи, политики, военные офицеры и т.п., Уэсиба зарекомендовал себя как компетентный преподаватель дзюдзюцу в Токио. Морихей и Сокаку редко встречались по причине нахождения последнего в постоянных разъездах, но поддерживали между собой постоянную переписку. Уже будучи на тот момент атестованным преподавателем Дайто-рю, Уэсиба вручал мастерские дипломы своим прямым ученикам примерно до конца 1937 года. Среди тех, кто получил эти дипломы, были такие мастера как Кендзи Томики, Минору Мочизуки, Риндзиро Сирата и Гозо Сиода.

В современной психологии взаимоотношения между Морихеем Уэсибой и Сокаку Такеда могли бы быть классифицированы как амбивалентные. Довольно трудно установить реальные исторические факты по той причине, что в живых почти не осталось свидетелей событий того времени. Даже в наши дни, эмоционально наполненные доводы преемников Такеда и Уэсибы о происходившем между двумя великими мастерами в значительной степени противоречат друг другу. Но совершенно ясно то, что Уэсиба искренне уважал техническое мастерство Такеды, а тот в свою очередь выказывал особое расположение к будущему основателю айкидо как к одному из наиболее многообещающих учеников.

Я допускаю, что истоками проблем, существовавших между Такедой и Уэсибой, были требовательность Сокаку, независимая позиция Морихея, духовная ориентация обоих мастеров и неопределенность относительно финансовых обязательств Уэсибы как сертифицированного инструктора Дайто-рю перед Такедой. Хотя на странице Дайто-рю эмейроку, датированной 15 сентября 1922 года, когда Морихей получил сертификат кйоджу дайри, четко записано, что Уэсиба обязан платить Сокаку Такеде регистрационный сбор в размере 3 йен за каждого своего ученика, вступившего в доджо. Позднее, они обвиняли друг друга в неправоте относительно финансовых дел, и записи об их последних встречах говорят о так и не разрешенной между ними проблеме в этой сфере. За время своей активной деятельности Сокаку Такеда пожаловал кйоджу дайри целому ряду мастеров и, по всей видимости, они могли платить тому такую же самую сумму денег в то время, когда преподавали Дайто-рю. Я полагаю, что Уэсиба был не единственным, кто имел сложности с Сокаку Такедой касательно финансовых обязательств.

И, в завершение, я хотел бы отметить несколько положительных результатов взаимного сотрудничества этих уважаемых мастеров двадцатого столетия. Первое — это собственно появление айкидо, основой которого является Дайто-рю. Трудно найти техническое действие в айкидо, которое не базировалось бы на формах дзюдзюцу Такеды. Второе — исключительный успех современного айкидо, образно говоря, гарантирующий выживание, распространение и будущие перспективы Дайто-рю как традиционного японского боевого искусства. В действительности я часто слышу практикующих Дайто-рю, без предубеждений относящих свое боевое искусство к айкидо. В любом случае, с исторической точки зрения эти два боевых искусства связаны между собой и останутся такими, несмотря на разногласия, предубеждения и взаимные обвинения, сохраняющиеся до сегодняшних дней. Я верю, что с ростом нашего понимания прошлых исторических событий, мы сможем более объективно взглянуть на взаимоотношения между Дайто-рю дзюдзюцу и айкидо и легче оценить величину долга этих боевых искусств друг перед другом.

Стэнли Пранин.

Источник: AikidoJournalMembers
www.members.aikidojournal.com ) 

Перевод материала: Виктор Апполонов 
Редактирование: Übersetzungsbüro "Litteratim"

Категория: Библиотека БУДО
Просмотров: 4259