Печать

На сегодняшний день современное искусство фехтования и вообще владение холодным оружием находится, несмотря на расцвет интереса к нему в довольно плачевном состоянии. В Японии, как мы знаем искусство фехтования в до огнестрельный период достигло высшей своей точки своего развития,

что выразилось в уникальном сочетании изощренного технического арсенала, которому обучали во множестве фехтовальных школ, и  мощной духовно-философской основе ( дзен фехтовальщика), выводившей фехтование на совершенно иной уровень, безгранично расширяющий возможности воина. Изначально, все же шел технический навык, доведенный за долгие годы войн до совершенства. Стимулом для занятий являлся вопрос о жизни владельца меча или какого-либо другого оружия, принадлежавшего профессиональному воину.

После консолидации Японии под властью сегуната и прихода относительно мирной эпохи на первое место вышла духовная составляющая фехтования. В данном аспекте искусство владения оружием являлось лишь путем постижения себя и вселенной, и оружие являлось лишь инструментом познания, равнозначным бумаге в искусстве аригами, цветам в экибане, или чаю в чайной церемонии. Главное это путь – посредством чего ты идешь по нему не имеет значения. 
 В эпоху Мейдзи при упразднении самурайских привилегий ношения мечей и особого положения в обществе искусство владения мечом принимает новый вид. Большое число бывших самураев за неимением иных средств к существованию открывают школы фехтования, прежде привилегированное закрытое искусство становится общедоступным. Публичность предполагает массовость и в широкое употребление входит использование бамбуковых легких тренировочных мечей- синаев. В целях снижения травматичности и популяризации направления под названием кендо позднее формируются правила, строго ограничивающие возможности применения боккена и ведущие к искажению фехтовального искусства практически до неузнаваемости. Мастера традиционных школ во время бума увлечения фехтованием на синаях предупреждали об опасности ухода от истинного понимания фехтовального искусства. Бамбуковый меч и защитные доспехи начали применятся в некоторых школах фехтования еще в 16-17 веке, но только в качестве тренировки для развития определенных навыков и умений, как составная часть процесса обучения, не более. Выделившись же в отдельную дисциплину оно трансформировалось в систему, где главной целью является набор очков и совершенно игнорируются боевые аспекты поединка.
 Позже с целью исправления сложившейся ситуации и попытки приблизится к ощущению реального поединка на свет появляется так называемое свободное фехтование – Чамбара. Также спортивный вид, где вместо боккенов и  традиционной защиты кендо используются мягкие снаряды для боя и шлемы. Манера ведения боя и особенности используемого специального оружия также предопредели полную отдаленность Чамбары от полноценного фехтовального искусства и приблизили занимающихся к реальности ведения боя настолько же как и кендо если не хуже.
В иным путем пошло направление под названием Иай-дзютсу (искусство мгновенного обнажения меча и нанесения удара) – исключительно духовным. Изначально, невзирая на все красивые легенды пригодные лишь для любителей исторической литературы и самурайских блокбастеров, созданных для популяризации Японии, иай-дзютсу всего лишь необходимый составляющий элемент арсенала каждого уважающего себя фехтовальщика. Позже же оно превратилось и до сих пор существует в виде набора ритуализированных движений, исполнение которых оттачивает точность движений адепта, вырабатывает культуру владения мечом, формирует его внутренний мир и сознание и прочее.
Отдельным образом фехтование отразилось в известной всему мире дисциплине Айкидо. Морихей Уесиба, изучавший Кендзютсу в чистом виде, приспособил элементы фехтования в качестве способа изучения движений, приемов и принципов айкидо. Не секрет, что множество техник боевых искусств строится на технике владения предметом, а именно мечом и копьем. Но не следует забывать, что фехтовальные комплексы в айкидо – это лишь выжимки для обучения практикующих айкидо, но при этом многие люди всерьез полагают что так называемый айки-кэн можно использовать, как самостоятельную дисциплину фехтования.
Классические старые школы делают упор на изучение ката с использованием моделей боевых мечей и разрубание предметов.
Итак, что мы имеем. Как и происходило со многим другими сложными комплексными дисциплинами, фехтование в момент обретения общедоступности развалилось на куски-составляющие, причем куски из которых невозможно составить целое даже при желании. Здесь не работает принцип мозаики или винегрета, как в рукопашном бою. Позанимался самбо, боксом, и на тебе – универсальный боец. Так было легче для преподающих, легче для  занимающихся, легче и лучше для всех, кроме самого фехтования и тех кто хотел постичь это искусство в его полноте. Для овладения искусством японского фехтования в виде наиболее приближенном к реальном необходим полный фехтовальный комплекс и процесс обучения, включающий в себя все этапы обучения. Именно это происходит в школе А.А. Столярова. Сначала изучается культура движения. Занимающегося учат ходить, двигаться, бегать, но не так он это привык делать обычно. Ставиться так называемая фехтовальная культура тела. Затем в руки дается предмет. Это и боккен и шесты разной длинны. Посредством разнообразных упражнений достигается сроднение практикующего с  оружием. На различных этапах обучения используется боккэны разного веса ( для ката и для спарринга), синаи, мягкие палки, металлические тренировочные модели боевых мечей и настоящие катаны. Я  еще раз повторюсь, все перечисленные снаряды служат для соединения в едином неделимом комплексе обучения, где каждый из них используется только для отработки тех или иных качеств необходимых для овладения  фехтованием в полном смысле этого слова. Как невозможно прочувствовать культуру меча без выполнения ката и разрубания предметов с настоящим мечом, так точно невозможно понять динамику боя с оружием, чувство дистанции,  без использования мягких и облегченных снарядов, типа синаев, боккенов специальных конструкций и мягких палок. Для различных технических навыков используются многочисленные и разнообразные упражнения. Это и развитие чувство дистанции и видения брешей, освобождение от боязни быть атакованным предметом, как тренировочными так и боевым, развитие чувства концентрации силы и точности удара во время перемещений, бесконечные тактические и стратегические уловки. Подчеркиваю, что  здесь речь ведется исключительно о технической стороне обучения фехтованию, не затрагивая духовные и ментальные аспекты без которых фехтование превращается в набор лучше или хуже исполненных действий и не более.  Безусловно владение искусство фехтованием невозможно назвать полным без умения отбора оружия и определенного комлекса тай-дзютсу (приемов боя без оружия) применяемого во время боя с оружием с вооруженным же противником. Это комплекс определенных техник, предназначенных именно для боя двух вооруженных противников. И весь этот комплекс превращается в единое целое только при соответствующей методике преподавания, пронизывающей обучение от начала и до конца. Даже изучаемые единым целым, все эти дисциплины без правильной методы не сделают из вас фехтовальщика. Вырванные же из целого, как уже было сказано в начале, и вовсе изуродуют понимание и технику до неузнаваемости, что происходит в большинстве существующих фехтовальных школ.

 

Родион Столяров

Категория: Статьи Учеников
Просмотров: 1545