Печать

Вначале было слово

Если мне не изменяет память бурное нашествие айкидо в Россию началось где-то в конце 80 –х. При чем что характерно, айкидо явилось как бы второй волной, вторым дыханием интереса к восточным единоборствам, бум которых стал немного спадать.

Главными двигателями которых были конечно же карате и ушу (кунфу), дисциплины, вдохновляющие адептов после фильмов Брюса ли, Джеки Чана и прочих китайских боевиков.

Поскольку общество уже было подготовлено в целом к специфике восприятия восточных боевых искусств, то приход и распространение айкидо можно сказать протекал в более цивилизованном и приемлемом виде. Однако в силу неоднозначности сей дисциплины, ее сложности и противоречивости отношение к айкидо вначале было довольно-таки сдержанным и настороженным.

Главной характеристикой – передаваемой так сказать из уст в уста в простонародье служила фраза: айкидо – это когда можно не применяя силы, незаметным движением уложить пару тройку здоровенных Амбалов (да еще и называемых страшным словом каратисты). Здесь коса нашла на камень. Русский народ, как известно все время ждет чуда с одной стороны, но в то же время очень практичен с другой. Соответственно подобные заявления и представления об айкидо сдерживали его развитие и подстегивали интерес одновременно.
Все изменилось, когда в массы пришло видео, несущее образ смертоносного и непоколебимого Стивена Сигала и его Нико 1,2,3,4. Эти фильмы были ключевыми в массовой популяризации и развитии айкидо. Люди поверили. Дальше больше. С массовым приходом в каждый дом Стивена Сигала, пошла одновременно кое-какая профессиональная литература и учебное видео, стали  приезжать мастера на семинары и присваивать первые даны и регалии. Лед тронулся господа присяжные заседатели … , процесс пошел.
Как я уже отмечал выше, русские люди относятся ко всему или с огромным рвением (фанатизмом) или просто забивают … (если чего-то не хотят). Увлечение айкидо попало в первую категорию. Я помню, как ночами смотрели на дедушку волшебника Уесибу, демонстрирующего на видеокассетах очень плохого качества, свои умопомрачительные пассы, спорили до хрипоты, разбирая, краем глаза уведенные приемы, и еще до большей хрипоты (или до драки) об эффективности приемов, как оно работает, вот он ключевой вопрос, занимавший, да и занимающий до сих пор умы всех практикующих эту замечательную дисциплину.

Эволюция - расцвет

 Неважно, что ты из себя представляешь, главное, что ты о себе думаешь – тем ты и являешься. (О занимающихся айкидо)

Вера во всемогущество айкидо проникло в каждое сердце. Люди занимались по 6 раз  в неделю, в промежутках, изучая учебное видео  и печатный материал. На семинарах, приезжающие даны-айкидоки были равны богам. Круги, образуемые их хакамами, были сродни божественным нимбам на картинах, изображающих святых. Пожалуй, если быть точным, то боги – это японцы,  ангелы – это европейцы-ассистенты и святые это наши отечественные первые получатели данов (разными способами !!!). Хочу обратить ваше внимание, что, говоря в таком возвышенном тоне, я  нисколько не иронизирую или преувеличиваю. Именно так и было на самом деле.
Вера в айкидо была такова, что можно было пройти по воде и сдвинуть горы. Демонстрация  приема, на ком-то из наших, заезжим спецом в хакаме, приравнивалась к чуду и люди просто реально теряли голову и на какие то моменты сознание – приходя в себя уже после падения, и вставали с идиотской улыбкой счастья и непонимания на лице.
В реальность айкидо поверили все. Обыватели, специалисты по восточным единоборствам, милиция, армия, спортсмены (самбисты, боксеры, вольники и пр.) т.е. самый что ни на есть трезвый и прагматичный народ. С каким усердием на тренировках они делали икке, ирими-наге, с каким упорством огромные дядьки  ползали на коленях в сувари вадза и летали над ковром, отрабатывая техники айки наге т т.д. и т.п.

Отрезвление и поворот

Подобную картину можно было наблюдать в течение лет, наверно 3-5, может меньше. Новой краеугольной точкой развития (смотря конечно, в какую сторону) стало появление боев без правил и триумфальное восшествие джиу-джитсу и еже  с ним разных дзютсу.
К этом времени люди уже более менее разобрались, что к чему и успели начать разочаровываться с одной стороны в айкидо, как в боевой системе, искать иные пути его применения с другой!!!
Здесь, конечно же, необходимо отметить, что на более поздней стадии развития айкидо в России начали сказываться такие негативные факторы, как влияние айкидо не в качестве духовной или спортивной системы развития человека, а как института, со всеми вытекающими из этого последствиями. Отличающиеся друг от друга программы сдачи на экзамены, неприятие различных федераций и течений мирового айкидо друг друга, коммерческая борьба за регионы и учеников, раздача поясов в качестве бонусов и прочее, что ведет к деградации вида и появлению множества людей от коммерции. Есть, конечно же, и положительные стороны. Образовались федерации, обозначились нормативы, проводятся фестивали и съезды, короче, все окультурилось и приняло цивилизованный и причесанный вид, картинка полностью прояснилась.
Почти точно также прояснилась и картинка насчет целенаправленности и возможностей дисциплины под названием айкидо. Для большинства практикующих, да и просто интересующихся стало понятно, что айкидо следует трактовать в неком делении на составляющие и ни в коем случае не воспринимать, как эффективную боевую систему (хотя некоторые товарищи продолжают настаивать на этом… )
Безусловно, айкидо цельная, гармоничная система для развития в человеке ряда положительных и необходимых для жизни в обществе качеств, я думаю, что не следует на этом останавливаться, поскольку о духовном значении и смысле айкидо сказано не мало прекрасных слов и спорить с этим нет смысла, так как это чистая правда.
Но в том, что касается боевой направленности - айкидо потерпело полный крах!!! Если в разговоре с кем-то из спортсменов или на форуме, посвященном боевым направлениям заикнуться о применимости айкидо в спорте на соревнованиях или на улице в драке или  в применении против ножа, вас просто поднимут на смех. Существование и демонстрации так называемых жёстких-рабочих стилей Айкидо, как Ёсинкан айкидо или Реального айкидо Врачеревича не сильно меняют дело.
Айкидо – это путь духовного развития, способ общения, оздоровления, массовая дисциплина, которой могут заниматься все от мала до старика, но ни в коем случае не боевое искусство, эффективное в применении.

Подводя итоги

Теперь нет проблем с просмотром демонстраций любых мастеров, любых рангов. Сначала они, все похожие друг на друга и слепленные по одному сценарию вызывают улыбку. Потом начинают вызывать недоумение и вопрос, может быть эти люди договорись и делают вид, что им интересно показывать друг другу одно и тоже и рассказывать одно и тоже и ездить по всему миру с этими рассказами и показами. Удобно.
Внутри школ тоже происходит разбор и шатание. Продвинутые адепты, (мастера с данами) идут разными путями – кто идет путем поиска, пытаясь интегрировать в систему иные техники и принципы, кто отчаиваясь, просто прекращает занятия, ну а кто-то, откровенно признаваясь, что для того, чтобы оставаться в системе и продолжать получать дальше пояса за выслугу лет, остаются там и объясняют ученикам то, во что уже не верят сами.
Остаются конечно и искренние адепты, только здесь их нужно тоже разделить. Одни их них занимаются и рассматривают айкидо, как энергетическую и духовную систему, другие же считают, что бы достичь совершенства необходимо тренироваться базовой техникой долгие годы, и когда-нибудь, через 20 или 30 или 40 лет упорных занятий у них получаться чудесные приемы айкидо, увиденные с голубого экрана. Они уверены, что правда откроется, но через 30-40 лет, не раньше, а пока они слишком мало занимаются, чтобы у нас хоть что-то получалось кроме летающих улыбающихся людей.

 

Родион Столяров

Категория: Статьи Учеников
Просмотров: 1847