В глазах человека таится великая чудесная сила. Чем спокойнее и ярче взгляд, тем лучше истекающий из глаз одический поток передает желания и тем большее влияние подобные глаза могут производить на окружающее. Мы часто замечаем это в жизни. Существуют лица, которые своим взглядом подчиняют себе всех.

Они убедились в том, какое могущественное влияние производят их глаза, но не дают себе отчета, каким образом получается это воздействие, так как они видят, что их глаза устроены точно так же, как и глаза других людей. Они не знают, что они обладают врожденной способностью концентрированного одического зрения, так как сила их основана лишь на центрально-магнетическом взгляде.

Но счастливцев, которым эта способность дается при рождении, очень мало.

Остальные могут приобрести эту способность путем соответственного упражнения. Что получено одним при рождении, другой может достигнуть благодаря прилежанию и твердой воле. Природа не обделяет никого и всех равномерно награждает способностями. Во всех нас таятся одинаковые силы, и цель Провидения заключается в том, чтобы большинство в целях этического прогресса, только израсходовав много прилежания и терпения, пользовалось этою силой.

Новичок-магик, который желает пройти и другие отделы этого учебника, равно, как и тот, который удовлетворится первым его отделом, должны приложить больше старания к развитию магнетического взгляда.

Оба, во всяком случае, нуждаются в нем: магик и тот, который упражняется исключительно ради "личного влияния", так как без него они не добьются никакого успеха.

Купец, публичный оратор, воспитатель и солдат, всякая деятельность получит неоценимую пользу от этого искусства взгляда. Деловой человек, если он обладает вполне этим взглядом, благодаря влиянию, оказываемому последним, легко преодолеет вредную конкуренцию; в сношении со своими покупателями он достигнет и других выгод и получит гораздо большую пользу, чем его соперник с нервным, бегающим взглядом. Педагог в трудную минуту получит удивительную помощь в этом взгляде, которого не смогут избегнуть виновные глаза.

Но и толпа также подчиняется концентрированному одическому взгляду и преклоняется пред могущественным влиянием. Это очень скоро оценят педагог и покорный солдат. Многие исторические деятели владели этим взглядом и были обязаны ему большей частью их успеха. Для искусных юристов концентрированный взгляд - необходимость. Силы этого взгляда иногда бывает вполне достаточно, чтобы довести закоренелого преступника до чистосердечного признания.

Повсюду, куда проникает свет истины, обнаруживается и значение одического взгляда. И магик не может обойтись ни в каком случае без силы взгляда. Магнетический взгляд - это тот, который способствует приведению в движение всех предметов. Равным образом этот взгляд обусловливает ясновидение и его лечебно магнетическая, вернее сказать, "лечебно одическая" сила получает большую помощь в этом взгляде, так как глаза играют в одическом способе лечения важную роль.

Учащийся очень скоро узнает, какое значение имеет этот взгляд в часы опасности, если он упражняется некоторое время и замечает удивительный успех, в особенности, делающийся значительным, раз этот взгляд будет находиться в связи с активной концентрацией. Это искусство взгляда он может довести до такого совершенства, что будет способен вместе с тем отбросить от себя все, что устремляется на нас с враждебными намерениями: будь это дикий зверь или злой человек. Здесь мы имеем могучее средство, с помощью которого мы можем все враждебное сделать безвредным. Магик прошлого столетия очень часто употреблял эту силу для своей личной защиты.

Жаль только, что этой способностью возможно злоупотреблять, как и прочими оккультными способностями, приобретение которых не требует более высокого этического развития. Так называемый "дурной глаз" - злое применение этой способности.

В разнообразных учебниках - по большей части американских - шарлатански расхваливаемый "личный магнетизм" не что иное, как концентрированный взгляд в связи с сосредоточиванием мыслей. Выражения: "магнетический взгляд, одический взгляд, центральный или сосредоточенный взгляд" в большинстве случаев обозначают один и тот же способ взгляда, но под точным названием "магнетический или одический взгляд" следует собственно понимать "соединение центрального взгляда" с активной концентрацией мыслей.

Одический взгляд основывается прежде всего на способности центрального взгляда.

Взгляд в зеркало показывает нам, как неправильно мы смотрим. Если мы обратим внимание на то, как мы рассматриваем наше зеркальное изображение, то мы заметим, что мы должны направлять наш взгляд в определенное место всякий раз, когда мы желаем рассмотреть это место более подробно. Если мы смотрим, напр., в глаза нашего зеркального изображения, то нижние части лица представляются нам слегка неясными и расплывчатыми.

Когда мы направляем наш взгляд на середину предмета, то должны различать отчетливо и ясно все мельчайшие подробности в этом предмете без малейшего изменения в положении глаз.

Теперь мы должны возвратиться к нашему зеркальному изображению и держать глаза неподвижно устремленными в глаза нашего изображения и через некоторое Время мы будем отчетливо различать и остальные части нашего лица. Каждую точку контура лица мы мало-помалу будем видеть так ясно и резко, как будто бы мы направляли глаза именно в это место. Это кажется очень трудным, но обучиться этому можно скоро. Как трудно, вообще, кажется, избавиться от сильной подвижности глаз, но это необходимо. Глаза излучают большую одическую силу. Эти потоки, могущие благодаря соответственному сосредоточиванию воли оказывать значительное влияние, постоянно прерываются вследствие излишней живости и подвижности глаз и сила этих потоков ослабляется.

Подобная потеря силы причиняется не только глазными яблоками, но также и веками и всеми мускулами, окружающими глаза.

Почти каждый обладает некоторой нервностью и беспокойством глаз. Кажется, будто от нас мало зависит регулирование движения век. Почти при каждом движении глазного яблока, дергаются и веки и это приводит соседние мускулы в беспокойное состояние, передающееся у большинства и коже лба.

Как величествен взгляд человека, как много он обещает и как он надежен, когда он спокоен и ясен, и каким изменчивым, ненадежным и неприятным делается он благодаря постоянному подергиванью век и морганью. Первым долгом, от этого надо совершенно отучиться.

Центральный взгляд зависит от абсолютного господства над движением глаз.

Итак, чтобы управлять движением глаз и окружающими глаза мускулами и подчинить их нашему влиянию, мы должны выполнять следующие упражнения.

Рисуем на белой бумаге круглый черный кружок величиною в 50копеечную монету. Затем измеряем расстояние от подошвы до головы, сидя. На данной высоте прикрепляем эту бумагу к стене или к какому-либо предмету. Затем садимся прямо против бумаги на расстоянии, приблизительно равном 2 или 3 метрам. Теперь направляем наш взгляд на этот кружок таким именно образом, что оба глаза равномерно фиксируют черный кружок.

Цель этого упражнения заключается в том, чтобы мы в течение известного времени не допускали движений глазного яблока и век. Безусловно, воспрещается всякое подергивание и моргание. Упорно и неподвижно мы должны держать наши глаза устремленными на черный кружок, как будто бы они видели там появляющееся чудо или какую-либо редкую вещь, созерцанием которой они так заняты, что все находящееся направо или налево для них не существует.

Для кого это упражнение трудно, тот может прибегнуть для облегчения утомительного упражнения к легкому движению кожи лба, но во всяком случае он не должен при этом изменять положение глаз или моргать веками. Веки и глазные яблоки, безусловно, должны быть абсолютно неподвижны; также точно и слезы, которые впоследствии сами собой исчезнут, не должны изменять что-либо.

Таким образом упражняются приблизительно в течении 14 дней, по одному разу каждый день в любое время дня, но только не при искусственном свете, так как иначе глаза будут сильно уставать.

Продолжительность упражнения в первые дни - 3 минуты и затем на второй или на третий день прибавляют по одной минуте. По истечении 14 дней упражнение каждого второго дня переменяют на следующее.

Кружок перемещают в первый раз направо, во второй раз налево приблизительно на 11,5 метра от первоначального его местоположения на одинаковой высоте с прежней.

Упражняющийся сидит в том же самом положении, как и прежде, так, что взгляд его падает как раз на то самое место, которое раньше занимал кружок. Теперь медленно перемещает взор до тех пор, пока он не упадет на кружок, чтобы можно было обоими глазами фиксировать черный кружок.

Необходимо при этом заметить, что положение тела и головы не должно быть изменяемо. Голова остается обращенной прямо к прежнему местоположению кружка и только глаза под углом, приблизительно в 40°, неподвижно смотрят на черный кружок. Для этого упражнения пригодно вышеприведенное распределение времени. Оба эти упражнения должны быть исполняемы попеременно до тех пор, пока учащийся не будет в состоянии по меньшей мере в течение 10 минут совершенно неподвижно фиксировать кружок.

Позднее, когда мы в непродолжительном времени освободимся от кружка, все предметы могут служить нам для упражнения. Каждая минута спокойного отдыха может быть употреблена на то, чтобы указанным образом поупражняться на каком-либо предмете в неподвижности глаз.

Если и эта способность приобретена, то возможно заняться центральным взглядом.

С этой целью садятся против зеркала и смотрят на собственное изображение с мраморной неподвижностью.

Смотреть нужно одновременно обоими глазами исключительно на переносье.

В первые дни этого упражнения хорошо посередине переносья накрасить маленькую точку чернилами или цветным карандашом.

На эту точку надо смотреть в течение 3 минут и затем на 3 или 4 день прибавлять по одной минуте (до 15 минут); при этом смотреть надо совершенно неподвижно так, чтобы через некоторое время удалось видеть вполне ясно и отчетливо все лицо и то, что находится вокруг него, несмотря на то, что взгляд все время направлен в маленькую точку на переносьи.

Мало-помалу уменьшают точку и употребляют краску менее яркую, более светлую, которая почти не отличается от цвета тела, напр., светло-красную, розовую, желтую или светло-голубую.

По достижении некоторого навыка упражняются в Центральном взгляде также без намеченной точки, но созерцая только переносье зеркального изображения.

Позднее можно при этом упражнении оставить зеркальное изображение и пользоваться каждым представляющимся случаем, чтобы упражняться в искусстве взгляда на домашних животных или на своих ближних.

Сила этого взгляда будет в высшей степени могущественна, как в этом скоро убедится учащийся, если она будет испробована на живых существах.

Взгляд этот может сослужить ему большую службу, особенно если он стремится к тому, чтобы внушать окружающим какое-либо определенное желание. Учащийся может гораздо скорее добиться исполнения своего желанья", если он подкрепит его применением центрального взгляда и через это наделят его принудительной силой.

Употреблять этот взгляд рекомендуется только тогда, когда учащийся сам говорит с кем-либо: в продолжение того времени, когда учащийся слушает, нужно воздерживаться во всяком случае от применения центрального взгляда, так как иначе этот человек пришел бы в смущение и оказался бы не в состоянии ясно выражаться. Сверх того, можно при помощи его вынудить признание, и центральный взгляд может понуждать к истине. Этот взгляд должен быть связан также с очень отчетливой, ясной и спокойной речью, раз желают оказывать сильное воздействие. Поспешная, беспокойная и неотчетливая речь может сильно ослабить силу взгляда.

Поэтому, привыкают ясно, спокойно и точно выражать свои мысли. Если при этом упражнении первое время глаза будут гореть и слезиться, то не следует думать, что упражнения могут повредить глазам.

В большинстве случаев они укрепятся, и в последующей стадии эти страдания исчезнут.

Очень рекомендуются при этом ежедневные глазные ванны сначала из теплой, потом из холодной воды.

Каждый день утром и вечером окунают лицо в таз с водой и пробуют понемногу открывать глаза так, чтобы можно было видеть дно сосуда.

Таз должен был достаточно глубоким, чтобы все лицо было погружено в воду и только темя с волосами оставались сухими.

Продолжительность этого упражнения зависит от индивидуального свойства задерживать дыхание под водой и легко может быть доведена до одной минуты.

Окунание в течение одного упражнения можно повторить от 6 до 7 раз.

Здесь также упражнение в дыхании может прежде всего сослужить большую службу, так как понятно само собой, что изощрившийся в искусстве дыхания может чрезмерно легко в короткое время научиться принимать эту глазную ванну.

Для слабых, утомленных глаз я укажу здесь всегда помогающее, удивительно простое, высоко оцененное нашими предками средство.

Приготовляют отвар щепотки травы "очанки" (Euphrazia officinalis) и примешивают этого отвара, когда он остынет к воде, употребляемой для глазной ванны и поступают затем, как выше было указано.

Сверх того, можно ежедневно обильно смачивать глаза раза 2 или 3 этим настоем: впоследствии можно вымачивать по вечерам кусочек материи (чистого полотна) в этом отваре и, положив его на ночь на глаза, завязывать повязкой. Глаза от этого сделаются очень светлыми и чистыми, а сила взгляда - очень могущественной.

Эта "очанка", носящая такое многообещающее название (утешение глаз) цветет мелкими маленькими цветочками; найти ее можно почти на каждом лугу; крестьянин не очень радуется, встречая ее в большом количестве, так как это растение вытесняет все кормовые; травы.

В высушенном виде его можно получать в любой аптеке, но лучше всего летом, именно в августе, собрать его самому побольше.

Также очень рекомендуется после каждого упражнения смотреть одну минуту вдаль так, чтобы ни один предмет не был отчетливо охватываем взором. Это чудесно укрепляет глаза и должно быть проделываемо после каждой работы, при которой орган зрения должен быть сильно напрягаем, напр., при продолжительном чтении и письме или при женских ручных работах, так сильно утомляющих глаза: шитье, вышивание и пр.

Но все-таки центральный взгляд еще не может быть применяем. Для того, чтобы не потерять ничего из своего могущественного влияния, он должен непосредственно и с полной силой упадать на известный предмет.

Чтобы достигнуть этого, существует одно прекрасное Упражнение. Отыскивают комнату, в которой находится много картин довольно большой величины, представляющих собой портреты мужчин и женщин.

Затем садятся против них и смотрят на один из этих портретов центральным взглядом в продолжение одной минуты.

Сущность этого упражнения заключается в быстрой перемене. После того, как учащийся смотрел в течение одной минуты на изображение, переводят взгляд быстро и непосредственно без того, чтобы он задерживался на каком-либо другом предмете, на другой висящей напротив предмет или на тот, который от первого отделен другим изображением, с полнейшей уверенностью и ясностью и теперь фиксируют его в продолжение одной минуты, чтобы затем мгновенно обратиться подобным же образом к другому портрету. Перемещать взор нужно поперек и крест-накрест и при этом быстро. Само собой разумеется, что не следует упражняться до утомления.

Это упражнение не должно продолжаться более 10 15 минут.

Возможно также это упражнение, как и глазные ванны, выполнять совместно с другими упражнениями, чтобы быстрее прогрессировать.

Теперь нам предстоит задача приобрести совершенный центральный или сосредоточенный одический взгляд. Ради этой цели необходимо ревностно продолжать центральное фиксирование зеркального изображения. При этом мы должны вкладывать в глаза концентрированную мысль и чувство.

Для нас не трудно твердо и неподвижно держать глаза в течение долгого времени устремленными в один пункт; теперь мы должны научиться наделять твердый взгляд известным выражением, в которое мы постараемся вложить разнообразные чувства. Любовь, доброту, веселость, ненависть, гнев, горе и страдание мы должны выразить посредством взгляда и одическими излучениями передать зеркальному изображению.

Итак, необходима напряженная концентрация мыслей.

Представляют себе, напр., что зеркальное изображение - настоящий живой человек, обладающий телом, которого мы хорошо знаем и к которому мы чувствуем большую любовь и расположение.

Необходимо прибегнуть к сильному самовнушению, что мы отнюдь не имеем пред собой наше собственное изображение, но другую реальную личность, которую мы фиксируем центральным взглядом и которой мы стараемся посредством взгляда передать наши добрые чувства.

Или видят в зеркале своего врага. Думают в таком случае: этот враг в течение долгого времени старался исподтишка - и, быть может, успевал - вредить нам, где только это было для него возможно. Теперь он - в нашей власти наконец и должен быть наказан посредством нашего взгляда. Мы говорим ему глазами, как сильно мы его презираем и как жестоко мы сейчас накажем его за все его злодейства и т. д.

Чем сильнее мы в состоянии сосредоточивать наши мысли на определенном душевном движении, тем сильнее будет действие, которое легко контролировать на зеркальном изображении.

Не следует прибегать к бесполезным сокращениям мускулов лица. Необходимо обратить серьезное внимание на то, чтобы все мускулы лица даже при выражении сильных душевных движений и горячих страстей оставались совершенно спокойными и неподвижными. Все должно быть понятно из выражения глаз.

Если учащийся после долгих упражнений в состоянии выполнять эту задачу совершенным образом, то он пробует зарождающуюся силу своего взгляда и находящейся с ним в связи концентрации воли на живых существах, первоначально на мелких животных: на птицах, кошках, затем на собаках, лошадях и т. д.

Если чувствуют достаточную силу, то можно позволить, чтобы натравили чужую злую собаку, и усмирить ее силой своего взгляда.

Кто хоть раз испробовал эту власть, сам может придумать всевозможные положения, чтобы на них еще более укрепиться и углубиться. Он может нарочно поставить себя в разнообразные неудобные, может быть, даже опасные положения, напр., среди грубых необразованных людей, что бы испробовать на них свою власть и поставить себя в такие условия, чтобы научиться с пользой применять пробужденные силы.

Зависит, вообще, от учащегося, выполнить ли точно все эти предписания или изменить их соответственно своей индивидуальности.

Пути могут быть различны, но цели достигает тот, кто обладает твердой, непреклонной волей.

Учащийся легко конструирует сам разнообразные упражнения, которые кажутся наилучше соответствующими его натуре. Он не ошибется в выборе этих упражнений, так как цель ему известна; он знает направление и ему не запрещено идти своей собственной дорогой, если он сохранит только немногие основные упражнения, которые приведены в этом руководстве.

Много и таких, которые имеют доброго друга, или супругов, одинаково интересующихся своим оккультным развитием, последние скоро научатся помогать друг другу, причем они после своевременных упражнений над изображением в зеркале в центральном, а позднее в магнетическом взгляде, могут упражняться друг на друге.

Подобным же образом они помогут отвыкнуть от моргания и подобных привычек, совместно проходя следующее упражнение. Садятся друг против друга и пристально смотрят. Одна сторона имеет своей задачей все время отклонять взгляд другой, описывая своими руками разные фигуры в воздухе или внезапно хлопая ими. Также она проводит быстро и неожиданно растопыренными пальцами около глаз своего визави (на расстоянии одного только сантиметра) или поступает так, как будто она желает попасть концом пальца в глаз. Это придется повторять много раз, пока другой стороне не удастся при мнимых угрозах своего помощника смотреть совершенно спокойно, без моргания и подергивания глазами.

Разумеется, через 0,25 часа надо поменяться ролями и нападающий займет место упражняющегося, чтобы обе стороны могли развить в себе оккультные способности.

Некоторые находят, напр., для себя удобным в виде подготовки к этому упражнению, которое требует способности смотреть на кружок под углом в 45°, проходить следующее упражнение.

Усевшись против кружка, он должен смотреть прямо и пристально на него и затем, ничуть не изменяя положения тела, все время вращать голову. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы, несмотря на движение головы, не позволять черному кружку исчезать из поля зрения.

Другой найдет для себя облегчение в том, что перед началом упражнения в фиксировании изображений станет возле стены и заставит взгляд переходить от одного предмета к другому быстро и непосредственно, направо и налево, вверх и вниз, зигзаго и крестообразно.

Стремления учащегося при этом упражнении сводятся к тому, чтобы обнять взором совершенно ясно и вполне отчетливо каждый предмет.

Конечно, каждый может немного дополнить приведенные упражнения.

Главная задача в том состоит, чтобы он добился возможности, вложить вею силу воли в свой взгляд.

Застенчивые и покорные создания, сомневающиеся, пугливые и беспокойные должны стать сознательными, энергичными личностями, которые, порождая и излучая духовную силу, могучим взором окидывают мир.

История гипноза как «науки»

Транс, внушение, гипнотический сон - все это психические феномены, известные испокон века. Шаманы и колдуны всего мира практикуют гипнотические состояния, достигая транса различными способами - одни используют ритмические удары (бубна или там-тама), другие прибегают к помощи психотропных веществ (псилобицин содержат отдельные виды кактусов и ядовитых грибов). Что касается оккультизма, то транс - неотъемлемая часть очень многих магических обрядов.

В научной традиции "отцом" гипноза и первым в мировой истории "сознательным" психотерапевтом принято считать доктора Месмера. Практически все современные психотерапевтические методы и даже значительная часть психологических техник, связанных с гипнабельностью и внушением, восходят именно к Месмеру.

Франц Антуан Месмер (1734-1815) - уроженец Вены. В 1780 году, в Париже, он впервые выступил с лекцией, где описал свою теорию "животного магнетизма". Согласно теории Месмера, посредством магнетических пассов и других приемов гипнотизер может пробуждать некие флюиды, изначально присутствующие во всяком живом существе, но в особенности - в человеке, и в дальнейшем оперировать ими, оказывая целительное воздействие либо внушение.


Доктор Месмер был личностью поистине легендарной - в чем-то сродни графу Калиостро. Точно такие же фантастические слухи ходили вокруг его имени - Месмера называли и волшебником, и чернокнижником, и даже посланцем самого Дьявола. Однако и дела его были не менее фантастичны и невероятны. Он попеременно внушал людям, что те находятся во льдах или на пляже - и они при этом то замерзали, то страдали от жары, обливаясь потом; он обезболивал методом внушения вплоть до полной анестезии (потери тактильной чувствительности), он первый начал "заряжать" воду и различные предметы. Да и сама слава его была необычайной: стоило ему показаться на улице, как буквально толпы больных бросались к нему с единственной целью - только дотронуться до его одежды. Понятно, насколько сильное недовольство и раздражение все это вызывало в определенных кругах.

Наконец, число пациентов намного превысило все возможности Месмера, и тогда произошел анекдотический случай: он якобы "зарядил" луну - и люди исцелялись, просто глядя на нее. Предел разумного был перейден - и в 1784 году Парижская академия наук, изучив эксперименты Месмера и не найдя им никакого - ни научного, ни хотя бы просто рационального объяснения, объявила великого "магнетизера" обычным шарлатаном и жуликом.

Продолжил дело Месмера его ученик, маркиз де Пюисегюр; ему принадлежит заслуга открытия таких явлений, как постгипнотическое внушение и сомнамбулизм. Занимался проблемами гипноза и аббат Фариа (тот самый, которого описал в своем романе "Граф Монте-Кристо" Дюма-отец). Заслугой этого видного исследователя является открытие того факта, что без внушения гипноз невозможен. Кроме того, именно он разработал известный теперь всем прием, который позволяет гипнотизеру усыпить больного и производить внушение во сне. За участие в политическом заговоре Фариа был арестован и 17 лет провел в замке Иф (что и описано у Дюма); в течение всего этого срока он продолжал тренироваться и совершенствовался в самовнушении. После выхода на свободу продолжил дело Месмера, проводил в Париже сеансы "магнетизма", но после запрета со стороны церкви прекратил свою деятельность и "раскаялся во всех своих грехах". Однако, уже на закате жизни Фариа все же написал книгу "О причинах ясного сна, или Исследование природы человека", в которой изложил свои открытия и взгляды.

Совершенно новый подход к проблеме нашел Иоганн Шульц (1884- 1970), который, по сути, сделал попытку (и при этом далеко небезуспешную) приспособить теорию и практику индийских йогов к европейской науке. Своеобразный синтез того и другого, произведенный Шульцем, дал нам в итоге аутогенную тренировку - метод, без которого современную психотерапию представить немыслимо, (да и в других областях, даже в быту, эта система находит себе широчайшее применение).

В нашей стране основоположником изучения явлений гипноза стал И. П. Павлов. С позиций его учения, существуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга - в состоянии бодрствования преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна - торможения. Гипноз же, по Павлову, есть очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кора спит, но если команда гипнотизёра поступает в мозг через этот очаг, спящий мозг не может критически её осмыслить, и подчиняется. Ограничения павловского понимания гипноза связаны с тем, что согласно его теории гипноз - это всегда сон.

Между тем, очень скоро выяснилось, что отнюдь не все известные явления, связанные с гипнотизмом, можно объяснить, оперируя лишь понятиями возбуждения и торможения. Тем не менее, любые другие теории объясняли еще меньше.

Сегодня вполне очевидно, что учение Павлова действительно раскрыло сущность очень многих процессов, связанных с гипнозом; а работы Сеченова и целого ряда других выдающихся отечественных учёных значительно расширили область наших представлений об этом явлении. На Западе научная психология развивалась несколько более активно, и перечисление только самых ярких имён тех, кто внёс свой значительный вклад в её развитие, заняло бы не одну страницу.

Можно смело говорить о том, что мы знаем о гипнозе и внушении очень много, имеется и немало сфер практического его применения. Однако, вплоть до сегодняшнего дня существуют непреодолимые преграды для любой научной теории, которая пытается объяснить весь комплекс явлений гипноза и внушаемости, так как эти явления неизменно уводят нас в сферы паранормального, того, что академическая наука пока не признает фактом.

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа