Родился в префектуре Кагава в 1931. Адвокат по профессии, Хакару Мори стал учеником Такума Хисы в июле 1962. В июне 1965 он получил сертификат преподавателя, а в ноябре 1973 ему был присвоен восьмой дан. В декабре 1978  Мори был назначен директором Дайто-рю Айкидзюдзюцу Такумакай.

Хакару Мори 

Интервью Стэнли Пранина

 Не могли бы Вы рассказать о своем учителе, сэнсэе Такума Хисе?

Я стал юристом в 1956 году и несколько лет спустя, в 1962, поступил в додзё сэнсэя Хисы. Я серьезно тренировался года до 1970 или 1971, когда сэнсэй уехал в Токио. Примерно в 1959 Хиса-сэнсэй оставил свой пост главы кансайского офиса Ассоциации по исследованию национальной политики, организации, занимавшейся сбором взносов для либерально-демократической партии, и вот-вот должен был начать новую карьеру. Мицудзиро Исии, министр юстиции и президент Ассоциации любительского спорта Японии, сказал Хиса-сэнсэю перед группой состоятельных финансистов из местности Кансай, собравшихся на встречу по поводу его ухода: «Вы изучали замечательное искусство, называемое дайто-рю айкидзюдзюцу, более того, вы получили звание мэнкъё кайдэн. Почему бы вам не заняться распространением этого искусства?». Так г-н Исии стал спонсором, и в октябре 1959 они создали Кансай Айкидо Клуб. Все записи того времени сохранились. Похоже, что сэнсэй Хиса ощущал больше сходства с названием айкидо, нежели с названием дайто-рю айкидзюдзюцу, и потому дал своему искусству именно это имя.

В то время у сэнсэя Хисы была больная нога. Занимаясь в юности сумо, он повредил коленный сустав, так что с возрастом мышцы стали слабее, и он уже не мог спокойно вставать или садиться. Однако при ходьбе он был сравнительно силен и мог ходить довольно быстро, хотя и хромал. До инсульта он был гольфистом. Половина его тела должна была остаться парализованной. Доктора говорили, чтобы он не двигался, однако Хиса-сэнсэй массировал на больничной койке свои парализованные руки и ноги и делал разные упражнения, в результате чего он однажды эту койку покинул. Затем стал учиться ходить. Каждый день он старался удваивать успехи. Например, если сегодня он делал два-три шага, то назавтра ему нужно было сделать шагов пять-шесть. Если сегодня он проходил десять метров, завтра ему предстояло пройти двадцать. Таким образом, он постепенно увеличивал расстояние и, в конце концов, научился каждое утро взбираться на гору Рокко. Он поправился настолько, что победил в гольф на турнире пенсионеров газеты «Асахи». Поскольку учить нас в полную силу ему мешала больная нога, он не делал никаких быстрых движений. Обучая нас, он разбивал приемы на отдельные компоненты и делал неспешные шаги.

Как мы знаем, до войны в Осаку приехал преподавать сэнсэй Морихей Уэсиба. Когда это было?

 Поскольку Хиса-сэнсэй получил мэнкъё кайдэн от Сокаку Такэда-сэнсэя в 1939, должно быть, это произошло году в 1932 или 1933. Сокаку Такэда-сэнсэй приехал в 1936, так что под началом Уэсиба-сэнсэя Хиса-сэнсэй учился даже дольше. В то время в Японии было довольно активным правое крыло, примерно как левое – сегодня. Они могли прийти в издательство, засыпать песок в пресс-машину  эсиба. наем, до войны в Осаку приехал преподавать сэнсэй Морией аги.х быстры движений. ираться на гору Рокко. ги и делал разныеи проделать еще незнамо что, чтобы не дать выпустить газету. Для предотвращения подобных ситуаций приходилось тренировать охрану. Вот почему г-н Мицудзиро Исии искал прекрасного специалиста по боевым искусствам и нашел г-на Уэсибу. Тогда Хиса-сэнсэй был директором отдела общих вопросов в «Асахи Ньюс», и основными учениками в додзё были охранники осакского филиала. С того времени сохранилось много фотографий.

В книге Хиса-сэнсэя «Содэн» на половине снимков запечатлена техника, преподававшаяся г-ном Уэсибой. Думаю, можно сказать, что базовые движения Хиса-сэнсэй учил у Уэсиба-сэнсэя.

Насколько мы знаем, в более поздние годы Хиса-сэнсэй получил восьмой дан от Морихей-сэнсэя?

Да, его сертификат был получен. Он где-то у меня есть. Думаю, он получил его, когда начал преподавать в Кансай Айкидо Клубе.

Когда появился Сокаку Такэда, Хиса-сэнсэй рассказал Уэсиба-сэнсэю о его приезде, ожидая, что тот обрадуется. Однако Уэсиба-сэнсэй вдруг как сквозь землю провалился. Уэсиба-сэнсэй как раз собирался начать жить со своими учениками в только что взятом в аренду доме. Он был доволен положением вещей и говорил, что теперь сможет посадить зерна своего искусства в Осаке. И исчез как раз, когда собирался этим заняться. Хиса-сэнсэй всегда рассказывал нам о своих двух учителях с вымученной улыбкой. 

Можете остановиться на этом поподробнее?

Сокаку Такэда-сэнсэй появился в офисе «Асахи Ньюс» и заявил: «Как я знаю, человек по имени Уэсиба преподает здесь». Если быть совсем точным, то Сокаку Такэда-сэнсэй приехал один, его никто не приглашал и не приводил. Затем Сокаку Такэда как будто сказал: «Вы учитесь у Уэсибы, но я не научил его всей технике. Учитесь у меня». Уверен, что он вряд ли был настолько краток и груб, однако Хиса-сэнсэй никогда прежде не слышал имени Сокаку Такэда от Уэсиба-сэнсэя, а потому был удивлен[1]. Поначалу он сомневался в способностях Сокаку, но когда увидел его технику, понял, что Сокаку – настоящий.

Тогда Хиса-сэнсэй отправился к Уэсиба-сэнсэю и поведал ему о приезде человека по имение Сокаку Такэда. Уэсиба-сэнсэй изменился в лице. Он лишь заметил: «Вот оно как?». Он не выглядел счастливым и как будто вовсе не собирался пойти и поприветствовать Сокаку. А потом вдруг исчез. За несколько дней до его ухода Хиса-сэнсэй занимался с ними обоими. Однако Уэсиба-сэнсэй уехал. Хиса-сэнсэй обычно говорил: «Он уехал! Он сбежал!». И изображал натянутую улыбку. Нам казалось, что он не слишком хочет об этом распространяться и пытается все свести в шутку. Смеялся он не потому, что считал это забавным или насмехался над Уэсиба-сэнсэем. Он смеялся потому, что находил весь этот эпизод довольно мистическим и странным.

Полагаю, в додзё «Асахи Ньюс» Морихей-сэнсэй никому не присвоил никаких рангов и не вручил сертификата?

Поскольку никаких документов не сохранилось, вероятно, так оно и было.

В то время Уэсиба называл свое искусство Асахи-рю?

В те дни Уэсиба-сэнсэй обычно говорил, что у его искусства нет названия. Он также говорил, что это искусство нужно назвать Асахи-рю, поскольку им занимаются в офисе «Асахи Ньюс», однако вместо иероглифа «асахи» следовало использовать другой китайский иероглиф с тем же звучанием и значением. Это название золочеными буквами было запечатлено на обложках нескольких томов «Содэн».

А в фото-альбомах «Содэн» Уэсиба-сэнсэй тоже появляется?

Нет, не появляется. Из всех тех снимков, что сейчас в моем распоряжении, он лишь на одном. Сделан он был на одном из празднований Нового Года и использовался для обложки демонстрационной брошюры. Люди, выполняющие приемы на фотографиях – все студенты. Фотография, запечатлевшая Уэсиба-сэнсэя, отсутствует в альбоме Хиса-сэнсэя, но является памятной.

В качестве додзё использовалось здание, принадлежавшее г-ну Мураяме и расположенное неподалеку от полицейского участка Сонэдзаки. В более поздние годы недалеко от него было построено новое здание додзё. Думаю, что новогодний снимок был сделан именно там. На фотографии нет никаких названий школы, ни дайто-рю айкидзюдзюцу, ни айкидо.

В период их тренировок в додзё Сонэдзаки Хиса-сэнсэй потерял жену. Они занимались с раннего утра, и Хиса-сэнсэй просил жену готовить рисовую кашу со сладкой картошкой, чтобы они могли перекусить после тренировки. После рождения ребенка она неважно себя чувствовала, заболела малокровием и вскоре умерла. Третья дочь Хиса-сэнсэя считала, что ее мать умерла из-за боевых искусств отца, и не хотела иметь с ними ничего общего. Настолько Хиса-сэнсэй был предан своим тренировкам. В это время появился Сокаку Такэда, удивив, по-моему, и Уэсиба-сэнсэя и учеников из «Асахи».

А те фотографии, что вошли в «Содэн», делались в офисе газеты после занятий?

Насколько я могу судить, Хиса-сэнсэй после тренировки уводил Уэсиба-сэнсэя или Сокаку-сэнсэя в баню и мыл им спины. В это время ученики повторяли приемы, разученные в этот день, и делали фотографии. Сегодня фотографировать несложно, а тогда было непросто и возможно лишь потому, что они находились в «Асахи Ньюс». Всего получилось более полутора тысяч фотографий.

Кто-нибудь из тех людей, что запечатлены на фотографиях, живы и поныне?

Насколько я знаю, никто из запечатленных на фотографиях, до наших дней не дожил. Кроме того, те, кто учились непосредственно у Сокаку Такэда-сэнсэя и были связаны с «Асахи Ньюс», все умерли. Был один, по имени Хэйдзабуро Накацу, занимавшийся в то время вместе с Хиса-сэнсэем. По словам Токимунэ Такэда-сэнсэя, технически он был самым подкованным из всех учеников в додзё и даже превосходил Хиса-сэнсэя. Г-н Канити Макита[2] с острова Комацу учился у г-на Накацу.

Что сталось с сертификатом мэнкъё кайдэн и тем свитком, что Хиса-сэнсэй получил от Сокаку-сэнсэя?

Насколько мне известно, они погибли во время войны. Некоторые говорят, будто их выкрали из додзё. Свиток ничем не отличался от других свитков, то есть был написан на двух частях. В верхней части писалось, например, «Удар правой рукой», а внизу описывалось, как против такой атаки следует действовать. Когда я поинтересовался у Хиса-сэнсэя о судьбе сертификата и свитка, он ответил, что забрал «Содэн» к себе в деревню, а свитки и прочие документы оставил в своем съемном доме в Осаке, который во время войны был разрушен. После его кончины я наведался в деревню Хиса-сэнсэя, Сакихаму, что в префектуре Коти, и спросил насчет свитков. Все, кто помнили те времена, уже умерли, так что я не думаю, что их можно найти, даже если поискать. Однако вот фотографии сертификата и свитка. Единственными подлинными документами являются членские книги, содержащие конспект кайдэна, и «Содэн».

Как вы основали Такумакай?

По мере того, как Хиса-сэнсэй старел, его дети переживали за него и перевезли отца из Огикубо в Токио. Из-за этого многим ученикам из района Кансай стало весьма неудобно тренироваться. Мы решили собираться по меньшей мере раз в год и приглашать Хиса-сэнсэя из Токио. После нескольких таких встреч, в них стали принимать участие ученики Хэйдзабуро Накацу из Токусимы и люди вроде меня, занимавшиеся в Кансай Айкидо Клубе. Такумакай был создан как система передачи техники. Так было выбрано название и сформирована организация. Мы взяли название «Такума» от Такума Хисы, а также из выражения «сэсса такума» (неустанное прилежание) ради ассоциации. Поначалу Хиса-сэнсэй был как будто против создания организации. Но через несколько лет он стал надеяться на то, что она разовьется и послужит основой, и почувствовал энтузиазм.

Хиса-сэнсэй дал мне титул директора (сомутё) и вручил большой сертификат. Он сказал, что поскольку Сокаку Такэда-сэнсэй однажды владел тем же титулом, я должен подходить к этой работе с ответственно. Поскольку при жизни сэнсэя я не слишком-то старался, теперь я испытываю чувство вины.

Каковы ваши взаимоотношения с организацией Токимунэ Такэды на Хоккайдо?

Мы также получаем инструкции от Токимунэ Такэда-сэнсэя и не считаем свою группу какой-то особенной. Это организация учеников, которые собрались вокруг Хиса-сэнсэя с целью практиковать технику того периода и в то же время предпринять усилие по передаче приемов дайто-рю следующим поколениям. В этом отношении никаких изменений после смерти Хиса-сэнсэя не произошло. Наше существование подобно существованию тодзама даймьё («внешнего» феодального господина), и мы не являемся частью организации старшего мастера. Среди нас много учеников Токимунэ Такэда-сэнсэя и в этом отношении наша организация уникальна.

Другими словами, наша группа была создана не в противовес Токимунэ Такэда-сэнсэю. Хотя изначально она была независима от Токимунэ-сэнсэя, возможно, что в будущем мы объединимся. Поэтому мы должны придумать форму, которая бы сделала подобное объединение возможным, и мы постоянно про это помним. Однако сегодня наша группа – это организация, отдельная от группы на Хоккайдо.

У вас в Такумакай существует система кю и данов?

Да, для продвижения по кю и данам мы требуем определенного количества часов практики и прохождение испытаний. Проводя подобные испытания, мы применяем «многосудейскую систему» и приглашаем по руководителю от каждого дочернего додзё. Мы учим молодежь приемам не сумбурно. В качестве основы мы используем сёдэн хьякудзюхатикадзё[3]. Однако все мы согласились учить техникам по методу Токимунэ-сэнсэя. 

А расположены додзё Такумакая еще где-нибудь, кроме Осаки?

Большая часть додзё находятся в пригородах Осаки, в таких городах как Нара, Киото и Кобэ. Есть несколько додзё и в районе Токусима. Большинство учеников учатся только до третьей или четвертой техники из 118 сёдэн техник. Наша политика направлена на стандартизацию техник сёдэн, чтобы все наши додзё имели одинаковые основы, однако в процесс мы не включили продвинутые техники. Хотя стиль Хиса-сэнсэя состоял в том, чтобы учить техникам без определенного порядка, мы теперь сначала даем ученикам 118 техник сёдэн, и только потом переходим к следующему уровню, чтобы поддерживать в них интерес.

Кроме того, если мы и преподаем техники вне серий сёдэн, обычно это делается для того, чтобы продемонстрировать вариативность в летнем лагере или на специальных семинарах для черных поясов. Я размышлял о том, как бы организовать то, что мы называем техниками «Содэн», которые я почерпнул от Хиса-сэнсэя, чтобы сохранить их. Например, я мог бы организовывать техники от одного тома к другому и преподавать их ученикам, чьи технические навыки достигли определенного уровня.

Так Вы по-прежнему практикуете техники из «Содэн» сэнсэя Хисы?

Продвинутые ученики, включая меня, практикуют их в том порядке, в каком они занесены в «Содэн». Путем опыта и тренировок мы обнаружили, что нельзя воссоздать эти техники, если не понимать те рациональные движения, которые ты уже изучил. На фотографиях представлены только первое и последнее движение. Мы не знаем, как начать применять прием и как его закончить, пока сами ни попробуем. Мы выяснили, что для новичков техники «Содэн» не годятся. Переходя со страницы на страницу, ты видишь, как они становятся все сложнее.

Думаю, прекрасно, что приемы из книги «Содэн» по-прежнему оживают в тренировках Такумакай.

Когда в позапрошлом году умер Канити Макита-сэнсэй, мы устроили в его честь мемориальную демонстрацию. Мы решили показать на ней техники из «Содэн». Один из членов Айкибуйкукай Хирокадзу Кобаяси оказался под таким впечатлением, что после демонстрации встал и сказал: «Это отличается от дайто-рю на Хоккайдо и, разумеется, от Айкакай и Буйкукай, это – Такумакай дайто-рю. Здесь глубина техник «Содэн», и мы не должны их утратить».

Вы по-прежнему преподаете техники из первых шести томов «Содэн», те, что привнес Морихей Уэсиба?

Только те, кто учились у самого Хиса-сэнсэя, до сих пор знают эти приемы. Учеников, пришедших в додзё после его смерти, не учили на основе фотографий из «Содэна».

В таком случае, люди, вроде Вас, учившиеся под руководством Хиса-сэнсэя, все-таки изучали эти техники?

Это верно. Хотя нас и не учили последовательно, по томам, глядя на фотографии техник, мы узнаем и можем продемонстрировать их все. В «Содэн» включено 547 приемов, но, насколько мне известно, Хиса-сэнсэй преподавал и другие техники, вероятно, порядка сотни, а то и больше. Г-н Марита с острова Комацу согласен со мной. Честно говоря, если я просто их забуду, эти техники будут совершенно утеряны.

Означает ли это, что Вы единственный, кто помнит приемы на физическом уровне, и что Вы никогда их не фотографировали и не записывали?

Некоторые из приемов сохранены в рукописном виде. Когда Хиса-сэнсэй учил меня, я часто делал заметки из опасения что-нибудь упустить, однако касалось это не всех приемов, так что над многими висит опасность исчезнуть, если я их забуду.

В начале каждого занятия Хиса-сэнсэй показывал базовую технику, например, серию похожих хикиваза (тянущих приемов), таких как котэгаэси и удэгаэси (ои удэгаэси (, таких как котэгаеаесиоказывал базовую технику, например, серию похожих хикиваза (тно, порядка сотни, а то и большбратное выкручивание кисти), или санкадзё, прием, при котором вы бросаете противника, хватая его за палец, или похожую на утиготэ технику гокадзё. Потом, когда мы уже были как следует разогреты, он учил нас приемам, которые выбрал в качестве части «темы этого месяца». Иногда он демонстрировал целую серию замечательных приемов. Я участвовал в его утренних тренировках только в июле, но остаток года занимался и днем, и вечером каждый день. Примерно раз в неделю после занятий, отдыхая за чашкой чая, сэнсэй рассказывал нам о своем прошлом. В более поздние годы раз в неделю после тренировки он пил алкоголь. Когда я сейчас думаю об этом, мне жаль, что я не записывал его истории, чтобы сохранить их для потомков.

Вы упомянули, что Хиса-сэнсэй обучал приемам в произвольном порядке. Он был в состоянии обучать всем техникам из «Содэн»?

Думаю, когда он учил техникам как составной части «темы», то мог научить всему, что помнил. Однако, я не знаю, действительно ли он помнил все сто процентов, поскольку при обучении никогда не обращался к картинкам из «Содэн». Едва ли он мог обучать приемам точно так, как они представлены на фотографиях. Это также объясняет, почему он учил больше прикладным приемам, нежели базовым. Каждый день он показывал множество техник, так много, что мы не могли все усвоить. Однако мы практиковали такие техники как котэдори и усиро рётэдори каждый день, и полагаю, что выучили все приемы, которые он помнил. Сомневаюсь, что, обучаясь у Сокаку-сэнсэя, Хиса-сэнсэй изучал приемы в какой-то определенной последовательности, скажем, сперва сёдэн хъякудзюхатикадзё, тюдэн, окудэн, хидэн оги, а потом госиньё но тэ. Сэнсэй никогда не упоминал, что учит в соответствии со свитками.

Кондо-сэнсэй: Согласен, потому что для этого время, которое Хиса-сэнсэй проучился под руководством Сокаку-сэнсэя, было слишком коротким. Сокаку-сэнсэй не жил в Осаке постоянно с 1936 по 1939. Не думаю, что Хиса-сэнсэй практиковался с ним все это количество дней.

Мори-сэнсэй: Поскольку Сокаку-сэнсэй преподавал, не ориентируясь на свитки, Хиса-сэнсэй делал то же самое. Сэнсэй говорил нам: «Свиток – это то, что вы получаете уже после того, как изучили техники, а не то, по чему следует учиться». И еще он говорил: «Изучайте сейчас все досконально. Я не буду прописывать приемы на ваших сертификатах мэнкъё кайдэн». Поскольку мы учились не в соответствии с неким четким планом, то, что мы изучали, было сплавом базовых и продвинутых техник. Однажды мы практиковали катамэваза (технику захватов) и кимэваза (решающие приемы) каждый день на протяжении десяти дней. Хотя прекрасных техник было множество, я далеко не все помню хорошо.

Году в 1979 Ниппон Будокан, при поддержке министерства образования, начал снимать серию документальных фильмов о классических боевых искусствах. Первым искусством для этой серии было выбрано дайто-рю. Не могли бы Вы рассказать об этом?

Я знаю, что, посмотрев фильм, представители дайто-рю на Хоккайдо заявили, что эти техники являются не дайто-рю, а айкидо. На самом деле Хиса-сэнсэй отобрал те приемы, которые он изучал уже после отъезда Уэсиба-сэнсэя. Он идентифицировал эти приемы по номеру станицы в «Содэн», затем распределил их между каждым додзё и велел ученикам и практиковать и демонстрировать. Г-н Амацу из компании «Асахи Ньюс» помогал координировать весь этот процесс под руководством Хиса-сэнсэя. На выбор приемов для фильма ушла уйма времени, но все они представляют собой дайто-рю. Правда, движения корпусом и исполнение могут на взгляд представителей дайто-рю с Хоккайдо отличаться.

Кондо-сэнсэй: Никогда не слышал подобных замечаний, но ведь существуют техники дайто-рю, которые не включены в хидэн мокуроку. У нас есть не только хидэн мокуроку, но также госиньё но тэ, айки но дзюцу и так далее, но старший мастер решил делать акцент на базовых техниках из хидэн мокуроку, начиная с иккадзё и заканчивая гокадзё. Поэтому я сомневаюсь в том, что они сказали, будто эти техники – не дайто-рю. Вероятно, они имели в виду, что некоторые из продемонстрированных приемов не относятся к хидэн мокуроку.

Мори-сэнсэй: Если мы считаем манеру движений Токимунэ Такэда-сэнсэя характерными для дайто-рю айкидзюдзюцу, в таком случае можно рассматривать движения Хиса-сэнсэя более схожими с движениями айкидо. Причина в том, что когда бы мы ни изучали приемы, мы всегда изучали как толкающие (омотэ), так и тянущие (ура) техники. Например, если вам приходится толкать при исполнении одного приема, в следующем вам уже нужно тянуть. Все приемы разучивались в этих толкающе-тянущих парах. Подозреваю, что в этом скрывается одна из причин того, что Хиса-сэнсэй предпочитал называть свое искусство айкидо, а не дайто-рю айкидзюдзюцу.

А можно ли по приемам, запечатленным в будокановском фильме, составить представление о техниках Такумакай?

Не совсем. У нас было много сомнений о том, как продолжать после кончины Хиса-сэнсэя, поскольку мы не могли точно сказать, какая из изученных нами техник к какому свитку или сертификату относится. Хиса-сэнсэй учил нас сознательно, однако без систематического различия между техниками. К примеру, он мог взять такую атаку, как содэдори (захват рукава), и обучать нас всем приемам, которые помнил, с использованием содэдори. Он мог повесить объявление о том, что эту неделю мы будем изучать приемы на содэдори, а затем давать только содэдори сувариваза, содэдори тативаза, содэдори усироваза и так далее. Таким вот образом мы изучали ёкомэнути.

По этой причине мы не можем сказать наверняка, принадлежат ли известные нам содэдори или ёкомэнути к 118 техникам сёдэн, госиньё но тэ, айки нодзюцу или хидэн оги. Однако, поскольку мы отрабатывали приемы постоянно и анализировали их, мы научились различать, какие техники сёмэнути, ёкомэнути или содэдори относятся к базовым, а какие – к продвинутым. Хотя сейчас я преподаю в Сумиёси додзё только по субботам, я учу техникам, которые сам систематизировал для продвинутых учеников. В начале я стараюсь давать базовые приемы, а потом постепенно перехожу к более высоким уровням. По моему мнению, на базовом уровне бросковые приемы просты, тогда как на продвинутых становятся все более сложными.

Например, при исполнении базовых техник, мы всегда хватаем противника, будь то его рука или кисть, а потом либо тянем на себя, либо толкаем. Однако же на продвинутом уровне мы учимся бросать противника, не прикасаясь к нему и не хватая. Если таким образом анализировать каждый прием, нетрудно догадаться, что есть базовое, а что - продвинутое. При этом, правда, я не смогу определить, какой прием относится к какому свитку (дэнсё). Говорят, что г-н Макита с острова Комацу систематизировал почти все техники в соответствии со свитками. К сожалению, не существует способа подтвердить аккуратность его системы, поскольку технику мы учили спонтанно, и по-прежнему смущаемся, когда нас просят продемонстрировать конкретный прием из старых свитков.

Кондо-сэнсэй: Мы понимаем, что приемы вплоть до гокадзё запечатлены на фотографиях тренировок Такумакай, однако я считаю ваш гокадзё несколько отличным от нашего. Когда занятие ведет старший учитель, его манера преподавать иногда отличается в зависимости от ученика, что и могло стать причиной различия наших с вами гокадзё…

Мори-сэнсэй: Думаю, все оттого, что Сокаку Такэда-сэнсэй в процессе обучения не указывал на источник каждого приема, не объясняя, например, что пришло из серии сёдэн. Школы будзюцу и тайдзюцу, имеющие долгие традиции, были изначально неорганизованны и зачастую подпадали под воздействие всякого, кто практиковал их технику. Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что, мол, вот это и есть истинные техники из серии сёдэн. Изучающие искусство на протяжении долгого времени могут до некоторой степени это определять, однако полной уверенности нет ни в чем.

Кондо-сэнсэй: Сегодня старший учитель определяет 118 приемов сёдэн как техники от иккадзё до гокадзё. Кроме того, существует еще пятьдесят три айки но дзюцу, тридцать шесть хидэн оги, восемьдесят четыре госиньё но тэ, четыреста семьдесят семь содэн и восемьдесят восемь кайдэн.

Мори-сэнсэй: Мы хотели попросить старшего учителя организовать все приемы, сохранившиеся в свитках, которые Сокаку Такэда называл госиньё но тэ или айки но дзюцу, в соответствии со старой системой классификации, а также систематизировать дублирующие приемы, чтобы сохранить их для будущих поколений. Хиса-сэнсэй оставил после себя печатный свиток с техниками сёдэн, а также «Содэн», однако на большее его не хватило. Я считаю, что старший учитель – самый подходящий для организации подобного проекта человек.

Кондо-сэнсэй: Кодокай сэнсэя Кодо Хорикавы сталкивается со схожей проблемой. После кончины Кодо-сэнсэя организация распалась на три группы.  Юсуке Иноуе-сэнсэй остался во главе основной организации, потом был основан Роппокай во главе с Сэйго Окамото, и, наконец, сын Кодо-сэнсэя стал независимым. С другой стороны, Такумакай не развалился после смерти Хиса-сэнсэя и даже начал расти. Я считаю, что это прекрасно.

Мори-сэнсэй: Хотя Хиса-сэнсэй был человеком замечательным, в наших с ним отношениях всегда была какая-то недосказанность по причине, вероятно, его сильного характера. Однако по отношению ко мне никто скрытности не чувствует. Хотя основные деятели Такумакай стареют и лидер с сильным характером ушел из жизни, мы не испытываем никаких отрицательных эффектов, более того, эти события даже сработали на расширение нашей организации. Для нас сохранение техники тоже является большой проблемой. Поскольку существует немало приемов, которые мы помним лишь на физическом уровне, мы считаем, что должны систематизировать их прежде, чем забудем.

Сэнсэй, я уверен, что для Вас дайто-рю не просто хобби, что оно имеет более глубокий смысл.

Поначалу это было именно что хобби. Никто из новобранцев не имеет ни малейшего представления о глубине этого искусства. Я, как и другие, был очарован древними японскими боевыми искусствами. Я случайно увидел на стене здания, где работал, плакат о додзё Хиса-сэнсэя. Сэнсэй приехал с Сикоку, откуда родом и мы с женой, так что у нас было нечто общее. Его человечность и техника привели меня в восторг. Теперь я стараюсь усердно трудиться, чтобы нести его волю дальше.

Сколько в Такумакай насчитывается дочерних додзё?

У нас порядка сорока додзё и всего около шести сотен членов. Причиной нашего роста и превращения в столь большую организацию, думаю, стало использование нами системы семинаров, что началось еще с «Асахи Ньюс» для обучения групп учеников. Изначально классическое болевое искусство преподавалось один на один как индивидуальные занятия. Подозреваю, что Сокаку Такэда тоже учил на индивидуальной основе. Однако в таком месте, как додзё «Асахи Ньюс», мы не могли позволить себе придерживаться подобного метода и потому организовали процесс в форме семинаров, на которых собирались те, кто хотели учиться, и учили их.

Я слышал, что когда Морихей Уэсиба учился у Сокаку Такэды в Энгару, Сокаку вел занятия с семью или восемью учениками. Существуют свидетельства о том, что в полицейском отделении Сайтама он проводил занятие для пятидесяти человек. Разумеется, его членские и бухгалтерские книги также говорят о том, что преподавал он и индивидуально. Так что форма групповых занятий имеет свою предысторию.

Если уж на то пошло, предыстория эта давнишняя. В Такумакай мы проводим семинары в разных филиалах. Если бы каждый филиал или додзё оставались изолированными, индивидуальные характеристики каждого учителя могли бы слишком сильно сказаться на технике додзё, а это привело бы к искажению и потере стандартов. Во избежание этого мы часто практикуем в группах в зависимости от уровня; наиболее опытные ученики работают вместе, и новички – тоже. Наши учителя выезжают в дочерние додзё и практикуют там.

Кроме того, мы составили текст, на японском и английском языках, названный «Кэйко Тэтё», который упрощает понимание айкидзюдзюцу[4]. При сдаче на кю и даны в качестве свидетелей приглашаются два и более управляющих филиалами, чтобы избежать предвзятости и искажения техники. Таким образом, существуют четкие технические этапы с уровня новичка до высших уровней, и я думаю, что все учащиеся имею возможность осознавать свои цели.

В других организациях тоже проводятся совместные семинары, хотя обычно они устраиваются раз или два в год и больше похожи на фестивали. Но если бы групповые тренировки проводились чаще, как в Такумакай, каждый смог бы делать прогресс, да и анализ техники был бы возможен.

В додзё «Асахи Ньюс» по-прежнему немало учеников Сокаку-сэнсэя третьего поколения, и мы учимся у них. Мы делаем подобные вещи вполне открыто. Если вы думаете, будто лучше кого-то, вы не учитесь. Членов Такумакай отличает скромность. Я считаю это достоинством нашей группы. Правда, были у нас и исключения из этого правила, но эти товарищи покинули Такумакай. Если кто-то может нас чему-то научить, мы учимся у него, впитывая его приемы и методы. Хотя источник техник один и тот же, с течением времени приемы претерпевали изменения в силу опыта и навыков тех, кто их практиковал.

Пока Сокаку-сэнсэй преподавал в додзё «Асахи Ньюс», не думаю, что у учеников было достаточно времени для того, чтобы полностью осознать суть его занятий. Но они поняли контуры, а сама суть техники пришла к ним через собственные тренировки. Каждый из них имеет выраженную индивидуальность. Они говорят: «Меня учили делать вот так, и если я добавлю еще и свой собственный опыт, то вот как я понимаю этот прием». Мы можем многому научиться, наблюдая за ними. Одной из причин, почему Такумакай разросся до столь внушительных размеров, и является то, что мы разучиваем технику открыто. Хиса-сэнсэй был щедрым человеком и обучил нас всему, что знал. Так что те, кто учились у Хиса-сэнсэя, рассказывают теперь о том, как он их учил.

Одним из факторов мог стать и рост популярности айкидо.

Несомненно. Когда айкидо завоевало популярность, люди по-новому взглянули на его корни. Хотя айкидо глубоко, а уровень его высок, приемов в нем меньше. Так что начавшие заниматься айкидо, становятся неудовлетворенными и идут к нам в поисках большего разнообразия.

Как Вы только что упомянули, обычно в дайто-рю практикуется больше приемов, чем в айкидо.

Делается это намеренно. Уэсиба-сэнсэй научил Хиса-сэнсэя гораздо большему количеству приемов, нежели сегодня преподается в айкидо. Их слишком много, чтобы выучить. Например, в документах, таких как записные книжки адмирала Такэситы, мы видим, что Уэсиба-сэнсэй давал великое множество техник. Мне представляется, что преподаватели айкидо сегодня умышленно не обучают им всем своих учеников. Однако они тщательно отрабатывают приемы и довели их до высокого уровня. Нам кажется, что если мы будем давать слишком много приемов или будем обучать им неразборчиво, ученики запутаются, и не смогут улучшать уровень техники, которую им преподают. Это может стать проблемой, поскольку далеко не каждый может позволить себе учиться всю жизнь.

В этом смысле «Кэйко Тэтё» весьма ценное подспорье.

Это, возможно, вторая причина, почему Такумакай растет. Поначалу всех смущает обилие изучаемых приемов и их вариаций. Люди задумываются: «Что это я сейчас изучаю?» или «На чем мне стоит сконцентрироваться в процессе обучения?». Если нет подсказок, человек остается в растерянности. Благодаря «Кэйко Тэтё» вы знаете, что изучаете и насколько далеко продвинулись.

Боевые искусства раньше были ограничены и замкнуты в себе. Сегодня же любой может ими заниматься. Трудно ли совмещать традиционные, закрытые учения с современным открытым отношением?

Все верно. Сокаку-сэнсэй на занятиях шутил, что, мол, данный прием стоит 1000 рю[5]. Как только покажешь прием, его кто-нибудь может украсть и в свою очередь показать другому как собственный. По этой причине мастера боевых искусств не показывали своей техники. Однако мы верим в то, что, обучая учеников, мы должны демонстрировать и обучать их технике на их же уровне. Новички не в состоянии понять техник более высокого уровня. Поэтому продвинутые ученики изучают и отрабатывают приемы высочайшего уровня и сохраняют их. Но если бы мы открыли эти техники для публики, некоторые из наших членов могли вы возразить, мол, вы делаете их достоянием общественности, тогда как многие ученики Такумакай о них еще понятия не имеют. Так что мы этого избегаем.

Сэнсэй, Вы проводили ряд исторических исследований дайто-рю. Не могли бы Вы рассказать об отношениях между Сиро Сайго и дайто-рю?

Сиро Сайго был усыновлен Таномо Сайго, который считался одним из наставников Сокаку. Естественно предположить, что Сайго имеет некоторое отношение к дайто-рю. Однако в детстве Сиро Сайго изучал дзюдо в Кодокане, и нет никаких свидетельств того, что он занимался дайто-рю. Однако позднее он оставил Кодокан, и существует множество теорий о том, почему он так поступил. Он был одним из учеников, на которого оставили руководство Кодоканом, когда Дзигоро Кано отправился в путешествие, но он сбежал. Мы не можем найти свидетельств того, что он использовал техники дайто-рю в Кодокане. Некоторые считают, что ямаараси является вариантом сихонагэ, однако прием, принятый в Кодокане как ямаараси, совершенно другой. Кроме того, я сомневаюсь, что кто-то действительно может таким образом согнуть руку. Если вы попытаетесь провести на ком-нибудь этот прием, то обнаружите, что руку дзюдоки таким образом согнуть весьма непросто. Так что теория о том, что ямаараси – это вариант сихонагэ, меня не убеждает. более того, не существует доказательств использования Сайго техники дайто-рю и после расставания с Кодоканом. Хотя говорят, будто приемный отец обучал его дайто-рю, трудно судить о том, правда это или вымысел.

Я слышал, Вы изучали историю клана Айзу, что сегодня является частью префектуры Фукусима. Не могли бы Вы рассказать, что вам удалось узнать?

В Айзу социальная иерархия была весьма строга. Клан состоял из воинов, которые сражались до последних дней сёгуната Токугавы и до конца верно служили семье Токугава. Одним из примеров этих жестких социальных различий является цвет и дизайн шнурков и воротников хаори (японского полупальто), которые отличались в зависимости от социального статуса владельца. С первого взгляда можно было понять ранг человека. То же самое происходит и в квалификации сёдэн в дайто-рю. Чтобы хорошо понять это боевое искусство, нужно думать о подобных вещах.

К примеру, Хиса-сэнсэй однажды сказал, что в прежние времена они упражнялись в технике ношения маленького лотка, при которой вы бросаете или хватаетесь одной рукой за счет поворота корпуса, стараясь не расплескать содержимое лотка. Если вы попробуете проделать это, держа в одной руке лоток, то не сможете двигаться с силой и иначе как горизонтально. Не сможете поднимать и опускать плечи. В идори, или технике сидя, мы учим передвижению вперед, назад и развороту на коленях. Мы очень строго относимся к тому, чтобы не позволять плечам и голове подскакивать. Должно получаться как на танцевальной вечеринке – только горизонтальное скольжение. Если вы не можете использовать руки, вам приходится использовать плечи или грудь. Потом в дело вступают бедра и плечи. Бедра, наверное, важнее всего. В боевых искусствах мы часто используем плечи, но нельзя сказать, что движение плеч не связано с движением бедер. Движение плечами существует как результат движения бедер. Однако вы должны научиться тому, чтобы двигать плечами независимо. Как я однажды написал в нашем бюллетене, Хиса-сэнсэй рассказывал, что когда только еще начинал заниматься дайто-рю, он сознательно входил в толпу людей и проходил сквозь нее, всячески уклоняясь от столкновений. Если вы проделаете то же самое, то обнаружите, что, поворачивая бедрами, вы опаздываете. Думаю, бедра нужны для силы, а плечи – для скорости. Если хотите двигаться быстро, нужно двигаться плечами. Техники айки и техники обездвиживания включают движения, которые выполняются только за счет бедер, но мы редко ими пользуемся. Можно выполнять приемы, используя только плечи, так что изучать, как правильно ими двигать, крайне важно.

Похоже, что айкидзюдзюцу является наиболее широко изучаемой из дошедших до нас традиционных школ японского дзюдзюцу. Например, такие традиции, как Тэнсин синьё-рю или Кито-рю сегодня изучаются очень ограниченно.

Это правда. Скажем, Дзюсин Сэкигути, одно время возглавлявший Сэкигути-рю, которое по-прежнему изучают в Вакаяме, был мастером, известным как «современный бог дзюдзюцу». К сожалению, его стиль умирает.

В дайто-рю айкидзюдзюцу насчитывается более сотни додзё, если считать те, что относятся к Такумакай, Дайтокан и Кодокай.

Думаю, это потому, что техники эзотеричны и притягательны и многие из приемов дошли до наших дней. Неважно, насколько приемы привлекательны или рациональны, если в боевой традиции, основанной на изучении ката, их остается всего несколько, люди считают такую школу ограниченной, разочаровываются в стиле и уходят. Однако в нашем дзюдзюцу техник множество и они все весьма рациональны. Техническая система совершенно отлична от современного дзюдо. В результате многие люди заинтересовываются дайто-рю и продолжают занятия.

Если бы система была сродни принятой в дзюдо, все было бы по-другому. В последнее время интерес к боевым искусствам вырос, но если бы в дайто-рю были какие-то сомнения, энтузиазм бы поутих. Я хочу позаботиться о дайто-рю как следует. Мы можем усовершенствовать приемы, но мы хотим передать их дальше в правильной форме, а потому должны избегать изменений техники, основываясь на собственном понимании. Мы хотим передавать только истинную технику.

© Перевод К.Шатилов

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Это отличается от собственный воспоминаний Хисы, как письменных так и устных, поскольку он отмечает, что Уэсиба упоминал Такэду как своего учителя.

[2] Макита получил инструкторский сертификат от Такума Хисы в 1975 году. Он возглавлял отделение Такумакай в Комацушиме, а также являлся директором отдела преподавателей Такумакаи. Умер Макита в 1990.

[3] Один из терминов, обозначающих 118 приемов хидэн мокуроку

[4] «Справочник по занятиям: Айкидзюдзюцу Кэйко Тэтё». Английское издание опубликовано частным образом для членов Такумакай в 1991.

[5] Рю – денежная единица, находившаяся в обращении в эпоху Эдо. После реставрации Мэйдзи стала называться «ена».

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа