Тип третий - инструктор. 

Не удивляйтесь, инструктор это тоже одна из стадий обучения боевому искусству, наряду с учеником и бойцом, а не результат всего процесса движения.

"Ибо сказываю вам, что никто из тех

званных не вкусит моего ужина, ибо

много званных, но мало избранных".

Евангелие от Луки. Стих 14:24.

Инструктора в любом зале видно сразу. Вот он в центре, на виду у всех и у каждого. "Словно в степи сосна, словно в году весна". Важно прохаживается из угла в угол, пока другие пашут в поте лица. Распоряжается, что кому делать, как стоять, как дышать. То есть какие приемы и упражнения выполнять, в какой стойке, с каким дыхательным ритмом. Руководитель одним словом, руками водит, как впрочем и ногами, особенно во время демонстрации приемов. Хотя некоторые инструктора прекрасно обходятся и без этого, ограничиваясь подаваемыми вовремя командами, на манер строевых командиров. Естественно, знает все лучше всех, особенно в масштабе собственного зала, и с неповторимым апломбом изрекает любую истину, как бы тривиальна она не звучала. Некоторые увлекаются и начинают учить каждого встречного поперечного и в остальной жизни, искренне считая, что если они могут хорошо делать одно дело, то "поймали бога за бороду" и знают лучше всех и все остальное.

Иногда, в особо тяжелых случаях, совершенно теряют способность критически оценивать свои знания и способности и живут в угаре от собственной исключительности, пока жизнь, патологически не терпящая самовлюбленности, не расставит все на свои места. Если инструктор переживает такой крах и после этого не опускает руки, у него есть шанс вырасти в мастера. Число учеников в залах можно измерять сотнями, бойцов - десятками. Инструктора это "штучный" или "эксклюзивный" товар, и измеряются они единицами. Если в школе 3-4 хороших инструктора, то... можно восхититься мастером, который их вырастил.

Ученик - это этап выставления формы движения, приема. Боец - этап наполнения формы реальным содержанием. Инструктор - это осмысление формы, понимание закономерностей, по которым она построена. В принципе, можно ограничиться простым показом движений. Посмотрели внимательно, увидели? Эта нога здесь, эта рука там. Запомнили? Теперь сделали точно также. Можно преподавать и так, но объясните, чем тогда такой инструктор отличается от видеомагнитофона. Поставил кассету, нажал на пуск и смотри, запоминай, понимай. С магнитофоном даже удобнее как-то получается: устал, надоело - выключил. Можно и настоящего "магнитофонного" инструктора "выключить" прямо на тренировке, когда надоест со своими наставлениями, но вдруг потом не "включится". В статье об учениках уже говорилось, что каждый человек индивидуален и неповторим, и любой прием нужно не просто копировать, а пропускать через себя, свое тело, психику. Исходя из этого, задача настоящего инструктора не просто показать, а направить ученика в процессе познания. Не подменить его по принципу: "посмотри на меня, думай обо мне, делай как я", а именно помочь, видоизменив форму, но оставив неприкосновенным смысл, эффективность, боевое наполнение.

Многие люди допускают серьезную ошибку, считая что лучше преподает тот, кто эффективнее дерется. Спору нет, если инструктор может только языком молоть, то грош ему цена. Нельзя перескакивать через ступени обучения. "Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа наблюдал свысока..." Не познавший на собственной шкуре соленый привкус реальности будет всю оставшуюся жизнь заниматься иллюзиями разной степени сложности, создавая свою собственную реальность, наподобие королевства Кривых Зеркал. Но для формирования инструктора синяков и шишек, даже полученных в большом количестве, мало. Бывает, приходишь в школу, бойцы - любо дорого, гренадеры, один к одному, а инструктор среднего роста, вроде и статью не вышел. Но обращаются к нему все подчеркнуто уважительно, не смотря на то, что в бою явно превосходят. Эти незаурядные бойцы прекрасно понимают, что для того, чтобы расти и развиваться дальше, им нужны знания и интуиция этого человека. Инструктор - это уже не набитые кулаки, а голова и все, что в ней находится.

Тренировки везде начинаются одинаково. Вот один инструктор в центре зала с головой, так сказать, вот рядком бойцы с кулаками, которые потихонечку почесываются, и ученики с любопытными физиономиями. Очень трудно не поддаться соблазну и всегда помнить, что "рядок" этот состоит из отдельных людей, каждый из которых, особенно для себя, представляет центр мироздания в миниатюре, как бы плохо при этом у него ни получалась техника. Представляете! Несколько десятков пупов вселенной в одной галактике зала, каждый из которых заслуживает индивидуального подхода и терпеть не может обезлички и уравниловки. Отношения с конкретным учеником представляют из себя оборотную сторону того, о чем уже упоминалось в статье про учеников. Выставление правильной психологической дистанции дело тонкое и деликатное. И причина этого не в инструкторском апломбе и стремлении удовлетворить собственное самолюбие.

Подпустишь к себе слишком близко, запанибрата, и перестанут учиться, прислушиваться, просто выполнять то, что необходимо. "Бардак" в зале и превращение тренировки в тусовку один из результатов такого отношения. Автор был свидетелем того, как однажды в зале строптивая особа улеглась посреди татами и не пожелала вставать, а инструктор бегал вокруг нее, пытаясь наставить на "путь истинный". Наверное этот инструктор был хорошим человеком, но, видимо, он немало потрудился над тем, чтобы его в собственном зале ни в грош не ставили. Кстати, потом эта мадам пришла и в мою группу, но только один раз...

С другой стороны, если переборщить, то можно превратить себя для учеников в подобие идола, а тренировку в род религиозной практики с массовым поклонением обожаемому, единственному и неповторимому учителю. Ученики при этом как-то затушевываются, пропадают на фоне учителя, который все больше смахивает то ли на икону, то ли на лубочную картинку. Театр одного актера с инструктором в главной роли можно считать открытым. Самое комичное наступает тогда, когда такие учителя пытаются перенести атмосферу зала за его пределы, требуя от всех почтения и преклонения перед собственной исключительностью и в обычной жизни. О стандартном результате таких попыток было сказано выше. (Вообще претензия быть мастером говорит в первую очередь о том, что мастером данный субъект ни в коей мере не является и скорее всего никогда не станет.) Так как люди все разные, и для каждого ученика нужна своя, оптимальная для него дистанция, становится понятным, что инструктора, который не является одновременно психологом, не ждут на пути значительные успехи.

Сложностей у хорошего инструктора хватает. Как организовать тренировку? Как распределить нагрузку? Какие подготовительные упражнения дать к конкретной технике? Как заново заинтересовать учеников уже знакомыми вещами? Вплоть до того, как расставить народ в зале, чтобы они на пятки друг другу не наступали, и когда форточку зимой открыть, чтобы не переохладились. Но все это, если можно так выразиться, технические сложности организации тренировочного процесса. Учить конкретных учеников необходимо, но не достаточно. Это программа минимум, программа же максимум для инструктора - это создание коллектива на основе отдельных учеников и бойцов, обучающая атмосфера которого принимала бы в себя любого полезного человека и без вреда для себя выбрасывала бы того, кто учиться и тренироваться не желает. Тем более что спортивный коллектив не армия и не средневековый клан, раз войдя в который, выйти уже не представляется возможным. Текучка в спортзалах нормальное явление. Кто-то приходит, кто-то уходит. Лично по опыту автора, если в зале до 10% новичков, руководить ими можно без особых проблем, а если до 40-50%? Тут иногда такое чувство, как будто по скале лезешь или по лезвию бритвы идешь. Один неверный шаг и рабочая атмосфера сосредоточенности развалится как карточный домик.

Как сплотить коллектив из отдельных личностей? Эта проблема больше подходит для статьи по общественной психологии; автор не собирается отбирать хлеб у дипломированных специалистов, написавших не одну внушительную статью на данную тему, а тем более соревноваться с ними. Можно только затронуть некоторые аспекты чисто спортивного характера, которые имеют значение в зале.

На физическом уровне этому могут помочь любые упражнения, исполняемые всеми в одном ритме. Совместные молитвы в церкви, как и строевая подготовка в армии одной из целей имеют именно со настройку людей. Впрочем, автор советует изобрести что-нибудь подинамичнее молитвы и поинтереснее строевой подготовки. Хорошо действуют общие для всех упражнения, как общефизические, так и специальные. Общефизические не обязательно должны быть похожи на массовые отжимания от пола, которые больше напоминают опять-таки строевую подготовку на спортивный манер. Упражнение становится объединяющим тогда, когда люди, делая его, увлекаются какой-то общей целью. Как это сделать конкретно, можно оставить на фантазию и сообразительность инструктора. Специальные подразумевают задания на тему непосредственно рукопашного боя, где задействовано более двух человек. К сожалению, подавляющее большинство тренеров придерживаются мнения, что боевое искусство и единоборство это одно и то же, что значительно снижает вариативность и нестандартность свободной работы.

Кроме упражнений, в сплочении коллектива может оказать существенную помощь истина, сформулированная еще римлянами: "Разделяй и властвуй!". Не стоит упрекать автора статьи в макиавеллизме, не вникнув в суть дела. Эта статья начиналась с того, что люди, занимающиеся боевым искусством, делятся на 4 типа, из которых непосредственно на тренировках присутствуют 2: ученики и бойцы. Тогда почему бы не использовать это разделение, помогая, в самом простом варианте, бойцам осознать свою роль и ответственность в общем процессе обучения. Дисциплина в зале, работа по подтягиванию новичков и еще очень много других тренерских функций можно безо всякой опаски переложить на старших учеников. Люди любят, когда им оказывают доверие, и из кожи вон лезут, чтобы его оправдать. На общем же ходе работы это однозначно скажется положительно, что пойдет всем на пользу и, в первую очередь, начинающим ученикам, тем, которые действительно хотят заниматься, а не ваньку валять.

Этика инструктора - это этика ученика, поставленная с ног на голову и возведенная в n-ную степень. Не спешите хвататься за школьный учебник по математике, судорожно пытаясь вспомнить, как переворачивать на чертеже фигуры и возводить в степень числа. Все гораздо проще. Отношения ученика это вертикаль: ученик - учитель. Для инструктора эти отношения смотрятся с обратной стороны: учитель - ученик. Если учесть, что учеников много, то необходимо возвести сложность отношений в определенную степень. Теперь можете подставить свои исходные параметры в указанную формулу. Ничего не получилось? И не надо, т.к. жизнь не формула и n-ная степень дает качественный скачок. Короче, инструктор - это ответственность за людей, которые приходят к нему в спортзал. Ответственность за все, что в нем происходит и может произойти. За любой конфликт, травму, как физическую, так и психологическую. Можно, естественно, обвинять во всем и учеников. Этот ленится, тот растяпа, этот чересчур усерден, тот слишком много о себе думает и т.д. и т.п. Если у мужика одна жена стерва, другая гадина, третья того же поля ягода, то может просто муж сволочь.

К примеру: тренер учит, учит, а ученики никак научиться не могут. Тупые один к одному, хоть и стараются. Показывает инструктор движение, а у них не получается. Первый раз не получается, второй, третий... Рон Хаббард, разрабатывая проблему обучения, определил, что первой причиной, по которой человек не может научиться, это непоследовательность обучения. Чем спихивать все на учеников, более продуктивно для самого инструктора подумать, какое подготовительное упражнение он выпустил из тренировочного процесса. Во всяком случае при такой постановке вопроса инструктор будет расти сам как профессионал, а не заниматься брюзжанием по поводу того, что ученики не соответствуют его уровню.

Стругацкие в романе "Понедельник начинается к субботу" упомянули, что в одной из лабораторий НИИЧАВО на примере 13 джинов определили, сколько зла может причинить обществу злобный, невежественный дурак. А если его еще и поставить тренировать людей, то, пожалуй, в НИИЧАВО джинов не хватило бы для эксперимента. Это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. В одном из залов автор был свидетелем того, как молодым пацанам без предварительной разминки и разогрева давали упражнения на жесткое скручивание позвоночника и сжимание его в прогибе назад. Не нужно иметь специальной квалификации, чтобы понять, что для большинства ребят проблемы со спиной после этого обеспечены, на что они, кстати, после тренировки и жаловались. Про такие мелочи как вредные навыки движения, привитые на основе неестественных динамик, говорить нет смысла. Хоть человек целым остался и то слава Богу или, там, инструктору.

У нас до сих пор, кажется, не понимают, что человек, который берется учить других людей, несет за это ответственность не только перед учениками, но и перед самим собой. Ответственность не заканчивается только моральным планом, а имеет и другие аспекты, в частности то, что в процессе обучения происходит перераспределение энергии от учителя к ученику, то есть потенциал одного постоянно понижается, а другого повышается. Нужно обладать мощной структурой на психологическом уровне, чтобы иметь возможность учить кого-то, не деградируя при этом самому. Чаще всего люди, искренне желающие преподавать свое знание, прямым ходом двигаются к собственному банкротству, по сравнению с которым потеря денег это полная ерунда. Прежде чем начинать учить, подумайте хотя бы о себе, если не можете заранее подумать о том, что принесет ваше знание другим.

Итак. Ученик учится контролировать свое собственное тело, боец повседневную жизнь. Инструктор должен научиться контролю над другими людьми. То же самое, что он проделал с самим собой, когда был учеником и бойцом, он должен проделать в масштабе своего зала. Но люди не марионетки, из которых можно лепить все, что душе угодно. Понять их желания и стремления, направить их в нужное русло, при этом так незаметно, чтобы они не почувствовали, что их как-то направляют и куда-то ведут, в этом вершина искусства контроля инструктора. И снова вернемся на шаг назад. Если вы не владеете своим телом, если в вашей жизни царит хаос, не оставляющий места для обычной, но регулярной тренировки, еще раз подумайте о том, стоит ли выходить на середину зала перед строем людей, которые доверяют вам самих себя.

 

http://www.isrb.ru/articles/stages_3.html

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа