Историческая справка

Дан, степень в дзюдо или в айкидо, записывается иероглифом, который означает "ступень, уровень". Лестница ведет вверх или вниз, ступенька за ступенькой, и нельзя преодолеть это расстояние сразу, как это делают при помощи эскалатора или лифта. Это слово несёт в себе идею разделения и указывает на метод, необходимый для того, чтобы достичь конечной цели.

Скорее всего именно поэтому для обозначения степени было выбрано это слово. Так или иначе, эта система степеней в мире будо возникла недавно.

Кано Дзигоро, основатель дзюдо, учредил эту систему в период правления Мэйдзи (1868-1912). Ранее в будзюцу для обозначения степеней использовались такие слова, как инкамэнкё и т. п. Эти обозначения до сих пор сохранились в классических формах будзюцу и будо (ко-будо).

    В этой системе принята следующая классификация:
  • - сёдэн

  • - тюдэн

  • - окудэн

  • - мэнкё кайдэн

  • - мокуроку, инка.

Сертификаты или титулы, присуждаемые традиционными школами, соответствуют мэнкё кайдэн.

Эта система обеспечивала передачу секретов боевых искусств от учителя к ученикам.

Сёдэн: начальная ступень передачи, то, что необходимо передать, чтобы можно было начать.

Тюдэн: средняя ступень передачи, подтверждающая, что пройдена половина пути.

Окудэн: глубокая передача сути учения, осуществляется секретным образом (окуги, хиги).

Мэнкё кайдэн: свидетельство и титул, присваиваемые тому, кому были переданы абсолютно все секреты.

Тот, кто получил степень мэнкё кайдэн, может быть назначен преемником своего учителя или основать ветвь школы под эгидой своего учителя. Системы инка или мэнкё кайдэн (сертификат передачи традиции) или система данов неразрывно связаны с методами обучения.

Многоступенчатая система сертификатов передачи традиции, предполагающая прогрессию от простых техник к более сложным, кажется вполне логичной. Если рассматривать все с точки зрения будзюцу, решающего вопросы жизни и смерти, то ни в коем случае нельзя забывать, что личность ученика внутри этой системы имеет первостепенное значение, и, следовательно, учитель из соображений осторожности не будет сразу преподавать все техники и раскрывать всё их содержание.

Преподаватель на протяжении всех долгих лет обучения может наблюдать за техникой, поведением и действиями своего ученика. И поэтому может присуждать дипломы соответствующего уровня (окуги, инка, мэнкё кайдэн) тем, кто этого заслуживает.

Нужно помнить о том, что кудэн (устная передача) и иссисодэн (передача традиции только своему сыну), так же как и запрет принимать или провоцировать вызов другой школы до получения мэнкё кайдэн, могут означать, что обучение не было пройдено в полном объёме.

Современное будо является продуктом мирного времени. То, что сейчас происходит, больше тяготеет к духовному и физическому развитию, чем к совершенствованию техники. С самого начала обучения вся совокупность техник становится известной ученику, и в самих техниках ничто не изменяется, изменяется лишь исполнение этих техник, по мере того как её исполнитель, совершенствуется и трансформируется. Прогрессия структурирована таким образом, чтобы дух и тело развивались вместе.

Даны - это этапы прогрессии.

До войны и вплоть до окончания Второй мировой войны степени и титулы присваивались университетом японского будо Бутокукай. Это такие титулы, как рэнсикёсиханси. Степени идут с первого по десятый дан.

Остановимся немного на том, что представляет собой ханси.

1. Минимальная степень 5-й дан, безупречная социальная жизнь и обширные знания в области будо - вот требования, которые предъявляются к претенденту на титул кёси.

Через 7 лет и в возрасте не младше 60 лет можно претендовать на переход на следующий уровень, а именно ханси.

2. Техническое мастерство доведено до совершенства. Кроме того, практикующий является образцом для других, например благодаря своему безупречному поведению в обществе.

3. Результаты действий, предпринятых на благо будо, проявляются на всех уровнях. Титул ханси указывает также на связь следующих элементов:

- техники,

- сердца,

- вклада в развитие своей дисциплины.

В рамках системы степеней кю-дан каждый должен найти свое собственное место в соответствии с системой титулов. Существование системы степеней кю-дан оправдывает то, что она помогает оценивать уровень своей работы и осознавать цель, к которой нужно стремиться.

Подобно ступеням лестницы, степени данов должны быть пройдены одна за другой с неиссякаемым стремлением к прогрессу.

В настоящее время в Японии степени присуждаются в соответствии с тремя следующими критериями:

- знание техники;

- личные качества и исполнение;

- что практикующий делает для своего искусства.

Даже если человек превосходно владеет техникой, но его повседневная жизнь неупорядоченна, или у него взбалмошный характер, он может не достичь высоких степеней. И наоборот, тот человек, который давно занимается и проявляет прекрасные человеческие качества и активно служит своей дисциплине, может добиться высоких степеней (как обычных, так и почетных), даже если его техника оставляет желать лучшего.

Хотя почётные степени могут присуждаться безо всяких специальных оговорок, но нужно думать, что те, кто их получают, не делают ошибку, принимая их не за то, чем они являются на самом деле. В наши дни в некоторых странах, например во Франции, степени присваиваются на национальном уровне. Тем не менее обычная практика состоит в том, что каждая школа, федерация, организация или глава школы присваивают свои степени.

автор: Тамура Нобуёси

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа