В бесконечных разговорах о Боевых Искусствах ( Б.И. ) часто употребляют термин СЭНСЭЙ.

Некоторые также произносят этот термин, как САНСЭЙ, по-видимому полагая, что это синонимы. Но, к сожалению, как среди простых обывателей, так и среди специалистов немногие понимают, какой смысл на самом деле вкладывают в это понятие на Востоке, и в частности - в Японии.

По-видимому, настало время разобраться с этим и другими терминами, которые имеют хождение в отечественных Б.И. Чтобы понимать, о чём идёт речь, давайте попробуем для начала узнать, как переводится с японского термин СЭНСЭЙ. Он состоит из двух опорных иероглифов "кандзи", и в переводе означает "родившийся ранее". То есть, можно предположить, что речь идёт всего лишь о человеке, более старшим по возрасту. Но это будет неверно, ибо в Японии этот термин используют как вежливое обращение не только к старшим, но и к Учителям. Каждый японец с малых лет привыкает уважительно относиться к тому, кого по праву можно назвать Учителем ( причём, совсем необязательно речь здесь идёт о Учителе Б.И. ). В качестве примера, имеет смысл привести следующую японскую пословицу: "Родители дали мне жизнь, Учитель сделал из меня человека". На мой взгляд, этим всё сказано... Если мы обратимся к иному термину, то узнаем, что САНСЭЙ, переводится с японского, как "родившийся третьим" ( или "третье поколение" ). То есть, используя этот термин при обращении к Учителю Б.И., вы называете его... "внуком". Что, согласитесь, звучит абсурдно и не имеет ничего общего с уважением !

Следующий термин или понятие, интересующее нас - это МАСТЕР Б.И. Согласно расхожему обывательскому мнению, это человек, одетый в кимоно, повязанное "чёрным поясом". Чтобы узнать, что на самом деле символизирует "чёрный пояс", давайте обратимся к недавней истории Японии. В самом начале XX века, ренегат РУКОПАШНОГО БОЯ с острова Окинава, который переехал в Японию и создал там одну из первых школ японского КАРАТЭ, собрал своих учеников на чайную церемонию и по окончании вручил им "чёрные пояса". Этого ренегата звали Гитин Фунакоси и с его лёгкой руки "чёрный пояс" стал символом прогресса в изучении Б.И. Но были ли эти первые обладатели "чёрных поясов" МАСТЕРАМИ Б.И. ? Естественно нет, ибо на тот моментСЭНСЭЙ удостоил этим знаком отличия всего лишь достигших определённого прогресса... Учеников. А понятие МАСТЕР или по-японски МЭЙДЗИН ( т.е., дословно "человек сделавший себя" ), применимо лишь к немногим ЭКСПЕРТАМ высочайшего уровня, поистинне живым легендам ( как правило, преклонного возраста ), которые сделали себе имя, пройдя долгим и нелёгким Путём Б.И.

Если уж мы с Вами заговорили о таком знаке отличия в Б.И., как "чёрный пояс", тогда имеет смысл упомянуть о том, что каждый "чёрный пояс" имеет определённый ранг. Это тоже имеет свою историческую подоплёку. После Второй Мировой войны японские Б.И. переживали очередной бум и тогда ведущий Институт японского ДЗЮДО - КОДОКАН, направил своего Эксперта, СЭНСЭЯМИКИНОСУКЭ КАВАЙСИ в Европу. Именитый японец начал преподавать Б.И. для европейцев в традиционном ключе и очень скоро столкнулся с серьёзной проблемой. Европейцы, в отличии от его прежних японских учеников, не были готовы к немотивированному продвижению по Пути Б.И. Они требовали подтверждения своих умений на промежуточных этапах и тогда смышлённыйСЭНСЭЙ предложил им квалификационные ранги ученических степеней, называющиеся по-японскиКЮ. А затем, эта же идея нашла своё продолжение в создании рангов и для "чёрных поясов". Ранг "чёрного пояса" по-японски звучит как ДАН ( т.е., дословно "степень" или "уровень" ) и в современных Б.И. их насчитывается от 6 до 10, в зависимости от школы, а в некоторых - и до 15. Существует также условное деление рангов в иерархии школ Б.И. на младшую ступень ( с 1 по 5 дан ) - КУРО ОБИ ( т.е., дословно "чёрные пояса" ), старшую ступень ( с 6 по 8 дан ) - КОХАКУ ОБИ( т.е., дословно "бело-красные пояса" ) и патриархов ( 9 и 10 дан ) - АКА ОБИ ( т.е., дословно "красные пояса" ). Самого обладателя этих рангов по-японски называют ЮДАНСЯ ( т.е., дословно "человек обладающий степенью" ), а старших обладателей ранга в иерархии школ Б.И. называютКОДАНСЯ ( т.е., дословно "человек древней степени" - получивший её давно, одним из первых ).

В этой статье имеет смысл также вспомнить о термине СОКЭ ( т.е., дословно "глава семьи" ), который не имеет "привязки" к определённой мастерской степени. Скорее этот термин отражает истиную суть Учителя, его предназначение на Пути Б.И. Печально наблюдать, что сегодня этим термином величают себя все, кому не лень. Самозванцы, возраст которых едва перевалил за 30 лет, уже смело наделяют себя высочайшими степенями и титулами. Создаётся стойкое ощущение, что все эти "грандмастера" ( как "скромно" они себя именуют ) перешли в Б.И. из... шахмат. Особенно много подобных деятелей в Америке; хватает их и в Европе. Что же касается Азии, там главным критерием оценки претендента на подобный титул по-прежнему является возраст. В самой Японии невозможно встретить ЭКСПЕРТОВ Б.И. моложе 50 лет, носящих подобный титул. По мнению японских ЭКСПЕРТОВ Б.И., молодёжь не может претендовать на высокое качество преподавания. Следует отметить ещё один важный и малоизвестный аспект: претендента на этот титул имеет право рекомендовать лишь Учитель Б.И. в ранге ЭКСПЕРТА, либо непосредственно ЭКСПЕРТ, имеющий подтверждение подобного титула ( как правило, практикующий Б.И. не менее 40 лет ). Затем кандидатура претендента рассматривается так называемым "кругом равных" - СОКЭ ДАЙ КЁГИКАЙ ( т.е., дословно "большим советом глав семей" ). И только их вердикт является окончательным для того, чтобы претендент смог по праву носить титул СОКЭ. Здесь уместно будет вспомнить одно меткое выражение: "Назвать себя Мастером не трудно. Трудно им стать" © Олег Шепрут

Если говорить об отечественных Б.И., то и в них наблюдаются некие стереотипы, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий изучения КАРАТЭ, как определённого феномена Б.И. на всём постсоветском пространстве. Тогда, в 60-х годах прошлого века, первые отечественные энтузиасты по крупицам собирали отрывочные сведения о таинственных японских МАСТЕРАХ Б.И. Отсутствие прямых контактов с японскими, да зачастую с любыми толковыми ЭКСПЕРТАМИ, приводило к заполнению пробелов в теории "экзотической отсебятиной". Затем следующие поколения отечественных "каратистов" уже брали за основу то, что было изобретено пытливыми умами первопроходцев. Зачастую, это противоречило не только истинному положению дел в японских Б.И., но и здравому смыслу. Но, по меткому выражению СОКЭ: "Мифотворчество всегда интересно сюжетной непредсказуемостью" © и одной из этих баек стало наделение обладателя "чёрного пояса" небывалым мастерством. Доходило до того, что в отечественных школах Б.И. искусственно сдерживался квалификационный рост учеников и никто не мог сдать экзамен на право ношения "чёрного пояса". Потому что сам (!) Учитель носил "чёрный пояс". И некоторые "прогрессивные" Учителя, присваивая заветный "чёрный пояс" своему лучшему Ученику, затем изгоняли его из Школы: мол, двум "чёрным поясам" в одной Школе нет места. И теперь Ученик, достигший "небывалого уровня мастерства", якобы был готов к созданию собственной Школы...

Прошли годы. Теперь благодаря Интернету мы с Вами можем узнать многое из того, что ещё вчера было "страшной тайной Б.И." Но к сожалению, мало что изменилось в сознании обывателей. Ибо они и по сию пору, свято верят в то, что самый "крутой" в Б.И. - это СЭНСЭЙ, который имеет 10ДАН ( ну, в крайнем случае, 9 ДАН - никак не меньше ). Критичность ума, как основной критерий для работы с извлечением Истины из хаоса Иллюзий, по-прежнему, в остром дефиците. По сему, имеет смысл объяснить реальное положение дел. Итак, что означают эти степени ДАН ? Не более, чем уровень ученичества. Да-да, я не ошибся - именно ученичества. Потому что, в японских Б.И. Ученика, получившего "чёрный пояс", называют СЁДАН ( т.е., дословно "первый уровень" ). Таким образом, этот первый "чёрный пояс" всего лишь символизирует окончание начальной школы. А понятие ЭКСПЕРТ в японских Б.И. применимо к тем, кто достиг степени ЁНДАН ( т.е., дословно "четвёртый уровень" ) и выше. Далее начинается рост ЭКСПЕРТА в масштабе, вначале национальном - для того, кто имеет степень ГОДАН ( т.е., дословно "пятый уровень" ), а затем и международном - для того, кто имеет степень РОКУДАН ( т.е., дословно "шестой уровень" ). Следующие степени, такие как СИТИДАН и ХАТИДАН ( т.е., дословно "седьмой уровень" и "восьмой уровень", соответственно ), присваиваются за заслуги в Б.И. ЭКСПЕРТАМ старше 50 лет, обладающим мировой известностью. Это относится не к уровню мифической "крутизны" настоящих ЭКСПЕРТОВ, а скорее к уровню их преподавательских навыков, их умению передать накопленный опыт и воспитать следующее поколение талантливых Учеников.

Что касается старших степеней, таких как 10 ДАН, то на мой взгляд, обладателей таковых... не должно быть вовсе ! Ибо, нет предела Совершенству. А объявлять себя живым воплощением Совершенства - это уже от Лукавого, Вы не находите ?! Но это моё личное мнение и я отнюдь не претендую на звание "носителя Истины в последней инстанции". Тем не менее, в МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - КОКУСАЙ СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ, такая степень, как ДЗЮДАН ( т.е., дословно "десятый уровень" ) ОТСУТСТВУЕТ ПО ВЫШЕОПИСАННЫМ ПРИЧИНАМ . Хотя некоторые, уважаемые мной ЭКСПЕРТЫ, являющиеся членами МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - КОКУСАЙ СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ, имеют степень ДЗЮДАН в своих Школах Б.И. Но, я считаю, что это их личное дело и это их выбор. Таково положение дел в этой сфере сегодня. И я буду счастлив, если смог помочь Вам прояснить некоторые аспекты теории Б.И., в которой, по-прежнему, у большинства обывателей вопросов больше, чем ответов.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: Полагаю, что некоторые бдительные читатели могут задать вопрос о прежнем наличии в моём "дипломном багаже" тех самых пресловутых степеней ДЗЮДАН, вручённых мне в качестве признания заслуг в мировом КЭНПО. Специально для них сообщаю, что С ЯНВАРЯ 2014 ГОДА я окончательно и бесповоротно избавился от подобного "груза". В качестве примера приведу сие высказывание: "Желаете потешить своё эго - просто назовите себя совершенством" © Олег Шепрут. Потому я повязываю свой пояс РОКУДАН и, с поклоном переступая порог ДОДЗЁ ( т.е., дословно "место постижения пути" - применительно к Пути Б.И. ), не претендую пока на большее. Ибо твёрдо знаю, что я - всего лишь Ученик, идущий по Пути Б.И. длиною в Жизнь !

С уважением,
Шепрут Олег Юрьевич, СОКЭ

24 августа 2012 года

Статья с сайта: http://www.sinkenpokai.com/sensei-about

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить