Добрый день! Обучаясь боевым искусствам больше, чем четверть века, преподавая Будо более 15 лет, я всегда задумывался о методиках преподавания, о сложностях передачи знаний.

Даже если тебе самому многое понятно, то передать это другому, зачастую, не так уж и просто. Наблюдая на тренировках, как в самом начале обучения, пытаются много рассказать, объяснить, понимаю что это не совсем так. По моему мнению, обучение можно условно разделить на 4 этапа, и у каждого этапа есть своя особенность:

1-й этап.  Новичок

Бесполезно долго объяснять, больше демонстрируем техники!

В начале пути ученик не способен "проглотить" много информации, ибо "горло узкое",  отсюда бесполезно Учителю вдаваться в долгие и запутанные объяснения сложностей, а больше демонстрируйте, чтобы ученик видел визуально, и он волей-неволей будет стараться Вас копировать.

2-й этап.  Ученик

Требуется подробное объяснение, "разжёвывание" ... Демонстрация техники - меньше.

Когда учение начинает проникать в ученика, и первые моменты постепенно становятся в чём-то понятными, возникает много вопросов.  Этот период - и есть ответы на основы (простые вопросы). На этом периоде больше общение с учеником.

3-й период. Инструктор

Требуется много объяснения и много демонстрации!

Ученик вступил в период  инструктора, когда знаний накопилось уже много, больше чем опыта. На этом этапе обучения необходимо всё расставить по полочкам, "дошлифовать", дособрать конструкцию и мысли. Именно по этому, очень много объясняем и тут же показываем! Стараемся чтобы понимание наступило не только в голове, но и в теле ученика.

4-й период. Мастер

В этот период бесполезно объяснять и тем более демонстрировать! Вы подвели ученика к такому периоду, когда дальнейшее учение стоит за гранью СЛОВ или ИЗОБРАЖЕНИЯ. Ни словами , ни тем более каким-то сторонним показом вы уже не сможете указать дальнейший путь развития. Слова не передают тонкостей и нюансов, которое нужно осознать телом на качественно другом уровне, и так же бесполезно наблюдать за демонстрацией, так как тонкие нюансы, лежащие в глубине, не видны за внешнем изображением. Остаётся одно - ПРИКОСНОВЕНИЕ!!!!  А так же ИНОСКАЗАНИЕ !!!! Только Прикасаясь к ученику (проводя на нём техники), на тактильных ощущениях ученик будет чувствовать то, что словами не выразить ... и тут же можно приводить схожие параллели из различных областей жизни, что будет подталкивать к истинному пониманию сути.

Если у кого то будут свои мысли на этот счёт, с удовольствием пообщаемся! Пишите!

 

Мастер 6 Дан Айкибудзюцу Сасори-кан  - Олег Давыдовский

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить