Статья Стенли Пранина (Aikido Journal # 108, 1996)

Спор о том, должно ли айкидо включать в себя тренировку с оружием, ведется очень давно, и мы часто на страницах Aikido Journal предоставляли слово представителям обеих сторон. Я и наблюдал за этими дискуссиями, и принимал в них участие, а сейчас хотел бы затронуть несколько моментов, которые, я не помню, чтобы где-нибудь еще упоминались. 

Во-первых, я полагаю, что в качестве отправной точки разумно было бы вспомнить, какой была позиция самого Морихэя Уэсибы в вопросе оружия. Не вдаваясь в долгие исторические рассуждения, позвольте мне просто указать несколько фактов. Как мы неоднократно документально подтверждали на протяжении последних десяти лет, основное техническое влияние на айикдо оказало Дайто-рю айкидзю-дзюцу. Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, был мастером фехтования на мечах и специалистом по оружию, посвятившим многие годы своего формирования изучению различных его видов. Такэда сконцентрировался на техниках дзюдзюцу как на основном компоненте обучения своему боевому искусству только потому, что времена изменились, и ношение мечей было запрещено законом. Будзюцу Такэды было комплексным по своей природе и ни в коем случае не может быть сведено исключительно к техникам дзюдзюцу. Техники Дайто-рю построены на принципах меча. 

Следующий факт: с 1942 года и, по крайней мере, до конца 50-х Морихэй Уэсиба провел много времени в своем загородном додзё в Иваме, экспериментируя с айки кэном и дзё. Один из его основных учеников того времени, Морихиро Сайто, был непосредственными свидетелем этого процесса, и комплекс знаний, оставшийся в результате проделанной основателем работы, можно сегодня видеть в айкидо Сайто Сэнсэя.

Одно из критических замечаний, высказывающихся в отношении вышеизложенного наблюдения, звучит примерно так: О-Сэнсэй всего лишь поверхностно занимался оружием и так никогда и не развил этот аспект тренировки в законченную дисциплину, подобную его тайдзюцу или техникам без оружия. Проблема с этой точкой зрения заключается в том, что речь идет о периоде времени равном примерно двадцати годам. Этого времени, несомненно, было бы достаточно для искусного мастера боевых искусств, такого как Уэсиба, чтобы ввести этот комплекс технических знаний в свою тренировку. Помните также, что основатель еще с 1937 года предпринимал активные шаги в изучении основанного на оружии классического искусства Касима Синто-рю в своем Кобукан Додзё. Его подписанная кровью клятва содержится в записях этой школы о зачислении новых учеников! 

Более того, я бы указал также на то, что многие наиболее распространенные технические термины айкидо пришли из кэн-дзюцу. Такие слова, как тэгатана, сёмэн-ути, ёкомэн-ути и сихо-нагэ четко отражают лежащее в основе знание искусства фехтования на мечах. Точно так же, большая группа таких характерных для айкидо техник, как ирими-нагэ, основана на колющих ударах и движениях вхождения с мечом. Фактически, вся концепция ирими или вхождения заимствована из техник меча.

Нам должно быть абсолютно ясно: изучение и практика оружия были долговременной страстью основателя. Те, кто утверждают обратное, либо не знают истории айкидо, либо руководствуются некими политическими соображениями.

Однако это исторический факт, что основатель запретил практику кэн и дзё в Айкикай Хомбу Додзё, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ занятий Сайто Сэнсэя. Факт, проливающий свет, я бы сказал! Так удивительно ли то, что сегодняшний Хомбу Додзё официально заявляет -- я ссылаюсь на официально опубликованные комментарии Додзё-тё Моритэру Уэсибы и сихана Масатакэ Фудзиты - что тренировка с оружием не является частью айкидо?

Таким образом, ответ на вопрос, должно ли айкидо включать в себя тренировку с оружием, зависти от толкования того авторитета, к которому вы обращаетесь. Не существует единого общепринятого определения того, что такое айкидо, в техническом или философском плане. Более того, обычный человек, занимающийся айкидо, смотрит на своего непосредственного инструктора, как на высший авторитет в вопросах этого искусства. Даже организация не может навязать свою точку зрения на содержание тренировки на уровне индивидуального додзё, если только оно само не согласно принять строгий набор правил и обеспечивать его соблюдение. Но как это неоднократно демонстрировалось, такой подход серьезно препятствует росту группы. 

В качестве иллюстрации, в самой организации Айкикай Хомбу - чья официальная позиция, как мы увидели, исключает тренировку с оружием - такие знамениты учителя, как Сёдзи Нисио, Нобуёси Тамура, Кадзуо Тиба, Мицунари Канаи и множество других, включают иайдо в свою программу тренировки. И никаких попыток запретить им это делать не предпринималось. С моей точки зрения, весь спор сводится к софистике. Никогда не будет существовать удовлетворительного ответа на вопрос относительно оружия и айкидо, который был бы одинаково убедительным для всех. 

Все споры в мире о достоинствах и недостатках такой тренировки не изменят этого факта. Те, чьи учителя пропагандируют тренировку с оружием, или те, кто самостоятельно пришли к тому выводу, что оружие является важным дополнением к тренировке тайдзюцу, будут продолжать действовать согласно своим убеждениям. Те же, кого убедили в том, что практика оружия вредна или никак не способствует их прогрессу в тайдзюцу, будут полностью отвергать оружие и унаследуют набор предубеждений, который будет служить оправданию их точки зрения. 

Можно ли считать это последним словом по этому поводу? Я в этом сомневаюсь, но надеюсь, что добавил в полемику несколько новых аспектов.

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа