Вежливость Уэсибы
Один из друзей Годзо Сиода, тоже практик искусств, попросил познакомить его с Морихэем Уэсиба. Когда его представляли О-сэнсэю, он сделал поклон, но Уэсиба сидел не двинувшись. Через пару секунд друг воскликнул "Я не могу победить этого человека!", затем сделал глубокий поклон. На этот раз Уэсиба поклонился в ответ.

Друг вышел, а Сиода побежал за ним, чтобы спросить, что случилось. Оказалось, что его друг намеревался атаковать О-сэнсэя во время поклона, чтобы проверить его искусство, но Уэсиба, не ответив на поклон, не открыл слабых мест в своей обороне. Когда Сиода заговорил об этом инциденте с Уэсибой, то О-сэнсэй сказал "В первый раз он не сделал поклон как положенно, но его второй поклон был искренним, и я ответил." (Из интервью Сиода Годзо журналу "Aikido Journal")

Астрономические наблюдения в Айкидо
По свидетельству Суенака-сэнсэя, Нонака-сэнсэя, Тохэя-сэнсэя и других учеников Уэсибы Морихэя, О-сэнсэй преподавал в весьма эзотерической манере. Например, он мог, объясняя прием, сказать, "Соединитесь с Айки О'Ками (Духом Айки)", подразумевая, что надо расслабляться и работать центром. Поэтому, ученики как правило задавали вопросы по технике старшим ученикам. Старшие ученики тоже, в свою очередь, часто не понимали О-сэнсэя и просто смотрели на его технику. По этому случаю есть такая история. 
Однажды в Хомбу О-сэнсэй выбрал своим уке Суенака-сэнсэя и, показывая прием, сказал "Здесь надо увидеть Вселенную." Затем грохнул Суенака о татами очень жестким броском. "Видите?" спросил аудиторию О-сэнсэй. "Да, Сэнсэй," ответил Суенака, "Я вижу Вселенную - я вижу звезды!" 
(Рассказано Суенака-сэнсэем.)

Иенао Иизаса и трава кумазаса
Иизаса Чосай Иенао (1387-1488) - основатель Теншин Шоден Катори Шинто Рю - был самым известным мастером меча середины периода Муромати. Многие фехтовальщики, желая прославиться, бросали ему вызов. Иенао не любил такие схватки, потому что, несмотря на то, что использовались деревянные мечи, они часто заканчивались смертью или увечьями. Не желая понапрасну лишать людей жизни или калечить их, он придумал способ избавляться от любителей поединков. Иенао приглашал очередного желающего в сад, где садился на клумбу кумазасы - высокой, хрупкой и тонкой травы. Но, что интересно, Иенао сидел на кумазасе, которая была высотой более пяти дюймов не приминая ее. Он как бы висел над травой! Затем Иенао говорил пораженному фехтовальщику, "Давай ты тоже присаживайся со мной на траву. Если будешь сидеть правильно, и не пригнешь кумазасу, то я сражусь с тобой." Так Иенао побеждал не прибегая к оружию. (Kendo Nihon, 1993 номер 4, #207, стр. 31-32)


Как Уэсиба запретил сюрикен-дзюцу
В свое время Морихэй Уэсиба обучал своих учи-деши сюрикен-дзюцу. Обычно после каждого занятия они самостоятельно практиковались, кидая сюрикены в мишень, постепенно увеличивая это расстояние и усложняя упражнения. У одного из учеников (Чиба-Сэнсэй не назвал его имени, но на лице у него была большая улыбка, и это точно был не он сам) были большие успехи в этом искусстве, и однажды он уговорил Вака Сэнсэя встать вместо мишени, широко расставив руки и ноги. Вака Сэнсэй согласился, и этот молодой учи-деши стал кидать сюрикены вокруг его тела. Все сюрикены он бросил очень метко кроме одного, который вонзился в ногу Вака Сэнсэя. Все ученики были в шоке: что скажет О Сэнсэй? Тогда этот молодой учи-деши уговорил Вака Сэнсэя не говорить о ране отцу и матери, пообещав тому за это немного шоколада. А надо сказать, что в то время шоколад в Японии был очень редок и дорог. 
В течение недели Вака Сэнсэй скрывал рану, но туда попала инфекция. Разразился громадный скандал. О Сэнсэй был страшно разгневан и потребовал назвать виновного. В конце концов Вака Сэнсэй выдал его, и этому ученику устроили страшную головомойку. Более того, с тех пор изучение сюрикен-дзюцу было запрещено в Уэсиба Додзе. 
По словам Чиба Сэнсэя, хотя он очень любил Вака Сэнсэя, у него остался от этого инцидента неприятный осадок. Ведь Вака Сэнсэй дал слово, что не скажет кто бросил сюрикен, но не сдержал его. И вот, в 1989 году во время одного из американских семинаров по Айкидо Вака Сэнсэй и Чиба Сэнсэй вспомнили о том случае. И неприятный осадок исчез из души Чиба Сэнсэя, потому что тот узнал, что Вака Сэнсэй так и не получил обещанный шоколад. (По рассказу Казуо Чиба Сэнсэя)

Зри в корень
Однажды Ягю Дзюбэй, известный мастер меча, находился в резиденции дайме, и его вызвал на бой на боккенах находившийся там ронин. Дзюбэй принял вызов, состоялись две схватки, и обе закончились ай-учи (взаимным убийством, ничьей). После этого Дзюбэй спросил ронина: 
- Ну, ты увидел настоящий результат поединка? 
- Конечно, - ответил ронин, - оба раза была ничья! 
Дзюбэй повернулся к дайме и задал ему тот же вопрос. 
- Как и сказал ронин, оба раза была ничья, - ответил дайме. 
Дзюбэй с отвращением процедил, что они оба слишком неопытны, чтобы понять настоящий исход этих двух схваток. Ронин рагневался и потребовал еще одного поединка, на этот раз на настоящих мечах. 
- Тебе не следует делать таких глупых предложений, ведь у тебя не две жизни, холодно ответил Дзюбэй. Однако ронин, полагая что победив Дзюбэя сможет прославиться, стоял на своем и в результате Дзюбэй согласился. 
На этот раз они сошлись перед дайме с настоящими мечами. Ронин атаковал Дзюбэя тем же приемом, что и в предыдущих схватках. Однако, прежде чем он издал второй киай, меч Дзюбэя разрубил плечо ронина, и тот окровавленной безжизненной грудой рухнул перед ошеломленным дайме. Что касается Дзюбэя, то меч ронина лишь слегка порезал его кимоно. У Дзюбэя было прекрасное чувство времени (timing) и дистанции, чего не смогли понять ни дайме, ни незадачливый ронин во время предыдущих схваток на деревянном оружии. 
- Пожалуйста, подтвердите результат схватки, - обратился к дайме Дзюбэй, - Посмотрите на этого мертвеца. Настоящее искусство меча - дело сотых дюйма. Вы должны были увидеть это во время предыдущих схваток. А эта смерть была бессмысленна.


Дзэн в чайной чашке
Иккю, мастер Дзэн, еще в детстве был очень сообразителен. У его учителя была очень редкая и древняя драгоценная чайная чашка. Случилось так, что Иккю разбил эту чашку и очень испугался. Услышав шаги своего учителя, он схватил осколки и спрятал их за спину. Когда учитель вошел, Иккю спросил его: "Почему люди умирают?" 
"Так устроен мир, - сказал учитель. - Умирает все, и все живет столько сколько ему отпущено." 
Иккю вынул из-за спины осколки и добавил: "Вашей чашке тоже пришло время умереть". (Чак Норрис "Тайная сила внутри нас")


Уэсиба и золотые шарики
"...Продолжая разговор о странных вещах, я хотел бы рассказать об одном очень странном случае, который я видел своими собственными глазами. 
Однажды один из руководителей отдела военного снаряжения японской армии, вместе с 9 подчиненными, посетил Уэсиба Додзе. Они пришли посмотреть на удивительное искусство Айкидо о котором много слышали. Эти люди были инспекторами вооружения. Они тестировали новое оружие на точность и надежность. Они стреляли на олимпийском уровне, и я обратил внимание, что они всегда попадают в цель. 
Уэсиба Сэнсэй, который в тот день проводил показательное выступление для этих людей между делом сказал, "Пули не могут в меня попасть." Я раньше, конечно, слышал историю о том, как во время путешествия в Монголию он избежал бандитских выстрелов, но ведь это был совсем иной случай. Гордость инспекторов была задета. 
- Вы уверены, что пули вас не заденут? - спросили они. 
- Конечно. 
- Тогда, почему бы не попробовать? 
- Пожалуйста. 
Они сразу же назначили дату встречи в Армейском Стрелковом Центре в Окубо. Перед встречей они попросили Уэсиба Сэнсэя написать официальную расписку, что он добровольно согласился стать живой мишенью для армейских офицеров и поставить отпечаток своего пальца на документе, что он и сделал. Кроме того, они заверили этот документ в армейском суде. Таким образом, если бы Сэнсэя застрелили, никто бы не смог пожаловаться. 
В назначенный день прибыла военная машина, чтобы отвезти Сэнсэя на полигон в Окубо. Мы с господином Юкава сопровождали его. Естественно, жена Сэнсэя очень волновалась и умоляла его не делать этого, но Сэнсэй просто спокойно повторял, "Не беспокойся, они никогда не попадут в меня." Господин Юкава и я также очень беспокоились; мы даже подумывали, не следует ли заранее распорядиться о подготовке похорон. 
Когда мы приехали на полигон, нас ждал сюрприз. Я думал, что в Сэнсэя будет стрелять один человек, но оказалось, что в него будут стрелять из пистолетов шесть стрелков. Обычно на расстоянии 25 метров устанавливались мишени в виде человеческого силуэта, однако на этот раз там стоял Уэсиба Сэнсэй вместо мишени. Шесть стрелков заняли позицию и прицелились в Уэсиба Сэнсэя. Глядя на него, я беспомощно гадал, что может сделать Сэнсэй с такого расстояния. Раз, два, три!!! Шесть револьверов грохнули одновременно. Затем, внезапно, один из стрелков подлетел в воздух! Что случилось! Прежде чем мы могли что-либо понять, Сэнсэй стоял позади стрелков, смеясь себе в бороду. Мы не знали что и подумать. Я совершенно искренне не понимал как такое могло случиться. Не только я, но и окружающие люди не могли найти слов, чтобы выразить свой шок. Шесть инспекторов все еще не были убеждены и попросили Сэнсэя попробовать еще раз. "Хорошо", безразлично ответил он. 
Снова шесть стволов были направлены на Уэсиба Сэнсэя и раздался залп. На этот раз отлетел в сторону стрелок, стоявший с краю. Точно также как и в первый раз, Уэсиба Сэнсэй стоял позади инспекторов, а мы не имели ни малейшего представления о том, как это случилось. Я был ошеломлен. Хотя второй раз я смотрел очень внимательно, я не смог увидеть, что сделал Сэнсэй. Вначале на Уэсиба Сэнсэя смотрели стволы шести револьверов, затем раздался залп. Следующее, что я помню, это то, что Сэнсэй каким-то образом мгновенно покрывает 25 метров и бросает одного из стрелков. Я не мог понять этого и единственное объяснение, которое я мог найти было "Божественная техника". 
На обратном пути я спросил, "Сэнсэй, как вы сделали это?", и получил такой ответ. Перед выстрелом, когда нажимают на курок, из ствола вылетает нечто похожее на золотой шарик. Сама пуля вылетает позже, поэтому от нее легко уклониться. И хотя кажется, что все шесть стрелков стреляют одновременно, на самом деле это не совсем так. "Поскольку они стреляют в немного разное время, я просто направляюсь к тому, кто стреляет первым. Этот золотой шарик издает интересный звук," сказал Сэнсэй. По его словам, услышав этот звук, он начинал бежать. Он бежал как ниндзя - пригнувшись, маленькими, короткими и медленными шагами. Сама пуля вылетала примерно тогда, когда он уже пробегал половину пути. Сэнсэй сказал, что между золотым шариком и вылетом пули проходит достаточно долгое время, но для нас, наблюдавших, все случилось так быстро, что мы не видели как он подбегал, чтобы бросить первого стрелка. 
"Бог сказал, что я еще нужен этому миру, и он решил дать мне пожить еще. Мое самоочищение еще не окончено, и поэтому я не могу умереть. Когда я уже буду не нужен этому миру, боги позволят мне уйти." Сэнсэй говорил с уверенностью, но, конечно, я не мог понять, что он имел ввиду. (Из "Aikido Shugyo" - Автобиографии Годзо Сиода).

Мастер Дзэн и вор
Однажды вечером, когда мастер Тайган читал книгу, в его комнату забрался грабитель с огромным мечом. Посмотрев на вора, Тайган спросил: "Чего ты хочешь - денег или моей жизни?" "Я пришел за деньгами", - ответил вор. Тайган вынул кошелек и протянул его этому человеку со словами: "Возьми". Затем 
Тайган как ни в чем не бывало вернулся к чтению. Грабителю стало не по себе, и он в благоговейном страхе повернулся к дверям. "Эй! Погоди-ка", - крикнул ему вслед Тайган. Вор замер на месте; что-то в голосе Тайгана заставило его содрогнуться. "Почему бы тебе не прикрыть за собой дверь?" - спросил Тайган. Несколько дней спустя вор был пойман полицией и на допросе признался: "Я грабил дома долгие годы, но никогда мне не было так страшно, как в тот миг, когда тот буддистский монах окликнул меня: "Эй, погоди-ка"". (Чак Норрис "Тайная сила внутри нас")


Самообладание Сингэна Такэда
Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин - знаменитые феодалы и военные лидеры японского средневековья (второй половины 16 века) - были заклятыми врагами. Их войска сталкивались в нескольких крупных битвах, но, поскольку оба они были военными гениями, ни один из них не мог одержать убедительную победу. Согласно известной легенде, однажды во время яростной битвы Кэнсин пришел в негодование, видя, что его армия не может одолеть войска Такэды. Кенсин был известен не только своими военными талантами, но и своей импульсивностью. Без всякого предупреждения он вскочил на коня и поскакал в самую гущу битвы. Это было настолько неожиданно, что он беспрепятственно въехал прямо во вражеский лагерь, застав в расплох своего врага. Кэнсин спрыгнул с лошади, выхватил меч и занес его над сидящим на походном стуле Такэдой. Держа меч прямо над головой Такэды Кэнсин спросил, "Ну, что ты скажешь теперь?" Неожиданно оказавшись перед лицом смерти Такэда сложил стихотворение. Абсолютно спокойно он ответил "Снежинка на раскаленной печи" и постучал своим веером по мечу Кэнсина. Восхищенный самообладанием своего врага, Кэнсин вложил меч в ножны и ускакал прочь.


Лень рядового Тохэя
Когда Коичи Тохэй во время Второй Мировой Войны служил в армии его расслабленность и спокойствие часто принимали за лень. По этой причине его постоянно ругали вышестоящие офицеры. Однажды во время урока штыкового боя один молодой офицер сильно разозлился видя расслабленного Тохэя и решил задать этому, как он думал, лентяю хороший урок. Он дал Тохэю деревянное ружье со штыком, сам взял такое же и велел биться как в настоящем бою. К его громадному удивлению Тохэй в такой же расслабленной манере мгновенно обезоружил его, сшиб с ног и уже собирался прикончить, когда офицер не выдержав закричал "Стой, дурак! Что ты делаешь?" "Следую вашему приказу, Сэр." - ответил Тохэй. (Из журнала "Ki Notes", общества Ки штата Вирджиния)


Мастер Мацумура и бык
На Окинаве бытует очень известная история о поединке мастера Мацумура с быком. Сокон Мацумура жил во время правления короля Шо Ко и был очень знаменитым мастером Каратэ. Король патронировал ежегодный праздник, во время которого проводились народные игрища, бои быков и показательные выступления мастеров искусств. Однажды король получил в подарок от императора Японии громадного и очень грозного быка, и ему пришла в голову идея устроить бой лучшего бойца острова мастера Мацумуры с этим быком. Бой должен был состояться в Айзо-Шури и получил громадный резонанс среди населения. 
Мацумура, получив приказ короля, решил не испытывать судьбу и придумал очень хитрый ход. Он тайно отправился в конюшню короля, договорился со слугой, который почитал его как героя и прошел в помещение, где держали быка. Затем он приблизился к быку, надел свою боевую маску, достал длинную иголку и глубоко воткнул ее быку в нос. Бык издал громоподобный рев и попытался атаковать обидчика, но не смог, потому что был крепко привязан в стойле. Мацумура повторял эту мучительную процедуру снова и снова и так каждый день в течение полутора недель до начала игрищ. 
В день, на который был назначен бой Мацумуры с быком в Айзо-Шури прибыло множество людей со всего острова. И, конечно, присутствовал король с приближенными. Быка выпустили, и он с яростью стал носиться по арене, высматривая цель. Все вздохнули от удивления - это было громадное и великолепное животное -, и усомнились, сможет ли какой-либо человек победить его. И тут вышел мастер Мацумура в своей боевой маске. Бык, увидев человека, с яростью фыркнул и стал рыть копытами землю. Мацумура медленно приближался к быку. Публика в молчании ждала решающего момента. Бык уже готовился напасть, как вдруг почувствовал запах мастера и узнал его маску. Он тут же замычал от ужаса, повернулся и выбежал с арены. 
Зрители и король были потрясены: даже неразумное животное почувствовало мастерство Мацумуры, хотя тот ни разу его не коснулся. После этого король присвоил мастеру почетный титул "Буси". и с тех пор Сокона Мацумура называли "Буси Мацумура".


В семье не без урода
Рассказывают, что однажды Ягю Матаджуро, из знаменитого рода мастеров меча Ягю, выгнали из дома из-за полного отсутствия таланта и способностей. Матаджуро отправился к знаменитому мастеру фехтования Цукахара Бокудену, чтобы попроситься к тому в ученики, с надеждой стать мастером и вернуться в семью. Во время своего разговора с мастером Матаджуро спросил его, "Сколько времени мне понадобится, чтобы овладеть мечом?" "Ну, если будешь заниматься очень усердно, то примерно пять лет," ответил Бокуден. "А если я буду заниматься вдвойне, то сколько это займет тогда?", спросил Матаджуро. "В таком случае, это займет десять лет," ответил Бокуден.


Кендо Ямаока Сэнсэя
Тесшу Ямаока был великим мастером Дзэн, каллиграфии, поэзии и меча. Сасабуро Такано, известный мастер Кендо, рассказывает о встрече с Ямаока Сэнсэем, когда тот был уже в пожилом возрасте. 
"Я попросил Ямаока Сэнсэя позаниматься вместе. Я попадал в него каждый раз, когда хотел, а он иногда наносил мне колющие удары, каждый раз останавливая меч в дюйме от моего горла. Я решил, что он уже, конечно, не тот что раньше. Но когда я снял свой мэн после тренировки, у меня было такое ощущение, как будто в моем горле сквозная дыра, и через нее дует холодный ветер. Это ощущение сохранялось даже некоторое время после того как я вернулся домой. Тогда я впервые понял величие и гений Ямаока Сэнсэя." 

Несостоявшаяся атака
Один из друзей Годзо Сиода, тоже практик боевых искусств, попросил познакомить его с Морихэем Уэсиба. Когда его представляли О-сэнсэю, он сделал поклон, но Уэсиба сидел не двинувшись. Через пару секунд друг воскликнул "Я не могу победить этого человека!", затем сделал глубокий поклон. На этот раз Уэсиба поклонился в ответ. Друг вышел, а Сиода побежал за ним, чтобы спросить, что случилось. Оказалось, что его друг намеревался атаковать О-сэнсэя во время поклона, чтобы проверить его искусство, но Уэсиба, не ответив на поклон, не открыл слабых мест в своей обороне Когда Сиода заговорил об этом инциденте с Уэсибой, то О-сэнсэй сказал "В первый раз он не сделал поклон как положенно, но его второй поклон был искренним, и я ответил." (Из интервью Сиода Годзо журналу "Aikido Journal")

Астрономические наблюдения в Айкидо
По свидетельству Суенака-сэнсэя, Нонака-сэнсэя, Тохэя-сэнсэя и других учеников Уэсибы Морихэя, О-сэнсэй преподавал в весьма эзотерической манере. Например, он мог, объясняя прием, сказать, "Соединитесь с Айки О'Ками (Духом Айки)", подразумевая, что надо расслабляться и работать центром. Поэтому, ученики как правило задавали вопросы по технике старшим ученикам Старшие ученики тоже, в свою очередь, часто не понимали О-сэнсэя и просто смотрели на его технику. По этому случаю есть такая история. 
Однажды в Хомбу О-сэнсэй выбрал своим уке Суенака-сэнсэя и, показывая прием, сказал "Здесь надо увидеть Вселенную." Затем грохнул Суенака о татами очень жестким броском. "Видите?" спросил аудиторию О-сэнсэй. "Да, Сэнсэй," ответил Суенака, "Я вижу Вселенную - я вижу звезды!" 
(Рассказано Суенака-сэнсэем.)

Иенао Иизаса и трава кумазаса
Иизаса Чосай Иенао (1387-1488) - основатель Теншин Шоден Катори Шинто Рю - был самым известным мастером меча середины периода Муромати. Многие фехтовальщики, желая прославиться, бросали ему вызов. Иенао не любил такие схватки, потому что, несмотря на то, что использовались деревянные мечи, они часто заканчивались смертью или увечьями. Не желая понапрасну лишать людей жизни или калечить их, он придумал способ избавляться от любителей поединков. Иенао приглашал очередного желающего в сад, где садился на клумбу кумазасы - высокой, хрупкой и тонкой травы. Но, что интересно, Иенао сидел на кумазасе, которая была высотой более пяти дюймов не приминая ее. Он как бы висел над травой! Затем Иенао говорил пораженному фехтовальщику, "Давай ты тоже присаживайся со мной на траву. Если будешь сидеть правильно, и не пригнешь кумазасу, то я сражусь с тобой." Так Иенао побеждал не прибегая к оружию. (Kendo Nihon, 1993 номер 4, #207, стр. 31-32)

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа