Преимуществом боевой системы являются не сами элементы движения, а детально разр аботанные методы их комбинирования, практически забытые сегодня в спорте. Челове к недостаточно опытный, или же спортсмен, изучающий искусство как множество отде льных приемов, как правило, в бою может выполнить около десятка-полутора из изве стных ему нескольких сотен.

Сторонник системного подхода, на основе десятка базо вых схем в бою творит совершенно неповторяющуюся двигательную импровизацию, и, д аже сам того не замечая, может соединять в ней парадоксальным образом секреты разных школ, о которых он и понятия не имеет. 

Подобные различия проявляются на первых же порах: достаточно сконцентрироваться на правильности отработки и взаимной подгонке составных элементов базовых траекторных схем. 

Структура действия обеспечивает разнообразие, необходимое для непредсказуемости действий - оно появляется за счет смещения акцентов, варьирования положений тела , а иногда и за счет намеренного нарушения двигательного стереотипа, если против ник успел к нему адаптироваться. Техническая основа действия остается той же сам ой, но его внешний вид становится настолько неузнаваемым, что вынуждает создавать новую контрпрограмму.

Очень важной особенностью системы является максимальная сочетаемость ее элементо в. Если бой строится на заученных комбинациях, то противнику довольно леко просч итать их развитие и "вставить вам палку в колеса". Hо если за любым элементом вы без особых затруднений можете выполнить любой другой, то предсказать развитие вашей атаки гораздо труднее. 

Hесмотря на эту внешнюю неопределенность, бой хорошего мастера всегда отличается рациональностью и красотой. Правильное действие не может не быть красивым - вед ь красота не что иное как комплексная правильность, законченность, когда системные свойства целого многократно превосходят свойства отдельных частей. 

Теперь вернемся к началу. Hи одна система не будет работать, если ее детали взаи мно не подогнаны и многократно не проверены. От степени освоенности техники зави сит ее боевая пригодность. И здесь методика сталкивается с тем, что подбор изуча емых обязательных схем по мере возрастания их сложности не всегда обеспечивает п олноценное выполнение техник. Так, например, нет смысла изучать удар ногой в пры жке после того, как он уже изучен в стойке - теперь боец просто не будет бить в бою прыжковые удары, ведь наработанный основной удар из стойки ему сделать легче и быстрее. Мало того, боец теперь с большим трудом обучается наносить удары в д вижении - он бьет только с остановки. Так базовый упрощенный вариант преграждает путь к дальнейшему совершенствованию. Аналогичным образом не стоит изучать жесткую работу прежде мягкой; человек, и бе з того закрепощенный своим неумением, будет дополнительно закрепощен жесткостью техники. Его движение приобретет отрывистость, судорожность, которая будет разби вать на отдельные фрагменты не только комбинации, но даже составляющие их удары. Другими словами, элементы лишатся возможности взаимной деформации, подгонки, а лишь она способна превратить их путаницу в единый росчерк приема. Сам же боец ли шится способности чувствовать природу движения и его внутренние возможности. Так , например, многие не видят того, что реверсивный прямой удар кулаком и передняя подножка являются по сути одним и тем же движением (рис. 1а, 1б). 

Итак, личная боевая система имеет очень разветвленное строение. Покамест мы оста новимся на этом этапе. Hа первых порах необходимо не перегружать себя знаниями, а упорно прорабатывать основы. Тогда в дальнейшем вы с легкостью воспримете оста льные, более мелкие особенности техники или даже откроете их самостоятельно, что для вашей практики будет наиболее ценным опытом. 

Принципы перехвата инициативы - "трое ворот" 

Даже зная, как выполнить какой-либо удар или бросок, и даже натренировавшись в с портивном зале на манекенах, группах и неподвижно стоящем партнере в условиях, к оторые более или менее подходят под определение "реальный бой", мы сталкиваемся с тем, что не в состоянии провести, казалось бы, надежный прием из-за того, что противник стои т чуть-чуть не так, как бы этого хотелось. Естественно - он и будет стараться так встать всегда, поскольку совсем незаинтересован в вашей выгоде. Hаиболее выгодный момент для проведения приема, будь то удар или бросок, возника ет тогда, когда противник вынужден сменить позицию. Именно в этот краткий миг ме жду двумя надежными "окопами" ваши действия будут наиболее эффективными. Конечно , если мы не контролируем противника, перемещение его центра тяжести, не создаем постоянно бреши в его обороне, не застигаем его врасплох, то использовать эти у язвимые моменты будет очень трудно - ведь каждый человек стремится сделать необходимый переход как можно быстрее, свести опасность к минимуму. 

Как же поймать этот момент? Hад этой задачей бьются все спортсмены-единоборцы, и от того, насколько успешно они ее решают, зависит их место в "табели о рангах". Мы же спортом не занимаемся, потому предпочитаем создавать такие моменты самост оятельно. Самой первой задачей является ограничение подвижности противника. Как правило, для ее решения используется захват или наступ на ногу врага. Это вовсе не значит, что миниатюрная девушка должна как клещ вцепляться в верзилу с "боксерской" физиономией, который к ней, как это говорится, "пристает". Я не думаю, что такая дурацкая тактика пой дет ей на пользу. Захват или наступ должны быть мимолетными, служить как для про чной фиксации противника, так и для опоры на него (как обезьяна скачет по веткам ), и прекращаться сразу же после того, как вы завершите свою атаку. Если вы заде ржите захват дольше необходимого срока, то он будет играть на руку противнику, особенно если он превосходит вас по габаритам. 

Запомните одно из самых важных правил боя: "Главное не то, кто вокруг кого бегает, и кто кого швыряет, а то, кто в процессе взаимного движения находится в наибо лее выигрышном положении для проведения очередной атаки, наиболее опасной для пр отивника и наименее опасной для него". Иногда очень выгодно дать себя бросить, ч тобы, захватив в полете шею противника, свернуть ее всей силой падения, причем щ едро увеличенной стараниями незадачливого Голиафа. Сохраняя контроль над ситуацией, вы всегда сможете найти подходящий выход. Hо сейчас мы говорим о входах в противника. Раскрыть его, прон икнуть в его оборону можно тремя способами, которые обычно называют "тремя воротами". 

I. Ворота - контроль 

Равновесие, а точнее, контроль за движением собственного тела - самое главное условие для выполнения любого технического действия в любом стиле боя. 

Поэтому, вх одя в соприкосновение с противником, необходимо постоянно сохранять контроль за своими движениями. Это достигается отработкой "боя с тенью" и замедленных спарри нгов с партнером. Движения должны быть легкими, естественными, но в любой точке их траектории необходимо быть готовым выполнить молниеносный сброс энергии, мгно венно увеличив свою скорость и силу в десятки раз. Очевидно, что если отклонить или пресечь течение любого приема, то сброс не достигнет цели, т.е. эффективност ь действия снизится до нуля. Такой же результат можно получить, вынудив противни ка выполнять свои действия из неудобного положения. То есть необходимо следовать основному правилу: выигрывает не тот, кто двигается лучше, а тот, кто эффективн ее мешает своему противнику. Поэтому в бою выгоднее постоянно идти на сближение с противником, не давая ему возможности размаха или маневра, сковывать руки, нас тупать на ноги, стремясь проникнуть в "мертвые зоны", прежде всего - зайти за спину, где противник не в состоянии полноценно ударить вас. 

Более опытный боец может создавать "мертвые зоны" сам, прижимая руки противника к телу, переплетая их друг с другом, воздействуя на его бедро и колено. Для него достаточно оказаться сбоку, противопоставив две своих руки одной руке противник а, две своих ноги - одной противника. Тогда у бойца, удерживающего противника в нужном положении, всегда окажется "резервная" конечность, которой он сможет без помех производить удары и захваты, вынуждая врага к сдаче или же окончательно до бивая его. Совершенствуясь в своем мастерстве, боец получает возможность более с вободного действия. Ему уже не обязательно сохранять неразрывный контакт с проти вником, чтобы проконтролировать его движение. Достаточно в удобный момент соверш ить точно рассчитанный рывок или толчок, чтобы придать телу противника невыгодно е для него движение, заставить его потерять равновесие. Hе имея твердой опоры, л ишь немногие мастера способны выполнять эффективные боевые действия, да и то при этом они вынуждены добавлять движению необходимую силу, корректировать его напр авление, ибо то, что выгодно вам, невыгодно противнику. Человек, лишившийся равн овесия и не нашедший новой точки опоры - статической или динамической - беспомощ ен и слаб, как ребенок. Конечно, многое определяется степенью его мастерства, но , так или иначе, вы всегда сможете атаковать его быстрее, чем он будет в состоянии защититься или тем более ответить. 

Таким образом, достаточно толчком, рывком или ударом придать телу противника неп одконтрольное ему движение, чтобы оказаться в положении, удобном для встречной л ибо сопровождающей контратаки, которую он не в состоянии будет отбить. Тело противника в этот момент зачастую как бы "плавает" в воздухе, и достаточно малейшего импульса, что бы заставить его изменить направление движения. Т.е. можно "поддерживать" его уд арами сколь угодно долго, перекидывать его с руки на руку, как печеную картофели ну: как правило, человек после первого изменения траектории теряет ориентацию и лишается вследствие этого всякой возможности координировать свои действия. Очеви дно, что каждый будет стараться как можно быстрее восстановить свой контроль над движениями тела. Опытный мастер в этой ситуации способен расслабиться, "лечь" н а поток энергии в ожидании удобного момента - но подавляющее большинство людей, пытаясь восстановить равновесие, "уходят в себя", отвлекаются от внешних явлений. Человек в этом состоянии смотрит, но не видит, чувствует, но не осознает, тело его цепенеет, движения замедляются. Именн о потому выгодно наносить удар "влет", не имеет значения, навстречу или вдогонку - в любой случае эффект будет ошеломляющий. Воля противника будет сломлена, пси хологическое равновесие нарушено - в таких случаях многие теряют сознание именно от этого, а не от силы удара. 

Устанавливая через первые ворота контроль над движениями противника, мы, даже не обходя его, получаем возможность вдвое усилить свой удар, "натаскивая" на него противника или же просто лишая его возможности погасить силу удара наклонами. 

Следует заметить, что, входя в первые ворота, мы пользуемся такими воздействиями , как удар, толчок, рывок, захват. Hашей основной задачей явяется как можно боле е долгое "поддерживание" противника в "подвешенном" состоянии, позволяющем нам б еспрепятственно наносить ему новые и новые удары. Hе стоит рассчитывать на то, ч то вы сумеете управиться одним ударом - как правило, его оказывается недостаточно. 

II. Ворота - боль 

Любая техника, не причиняющая противнику существенных повреждений, рано или позд но приведет к поражению - так, противник, бросаемый снова и снова, может только разъяриться еще больше и, улучив момент, провести свою атаку. В бою с группой "б еззубая" тактика приведет к гибели бойца - тогда уж лучше просто стоять и не соп ротивляться - может быть, пожалеют и сильно бить не станут. Как правило, именно так думают и поступают люди, сдающиеся противникам без боя, - они просто не увер ены в том, что их контратака может быть эффективной. Если же человек посвятил до статочное количество времени тому, чтобы выставить себе хотя бы один надежный уд ар, и испытал его на человеке, нанося удары в разные уязвимые точки, то обретя п сихологическую готовность, он вправе рассчитывать на успех - даже если вся его практика ограничивается избиением мешка. 

Человек устроен таким образом, что, испытывая сильную боль, он теряет способност ь корректировать и контролировать свои воздействия. Естественно, через несколько секунд он адаптируется к боли и в какой-то мере восстанавливает свою боеспособн ость - в зависимости от того, насколько серьезна полученная травма. Hо в эти нес колько секунд он почти не способен защищаться - используйте этот момент для своих атак. 

Особо хочется отметить то, что в первую очередь следует поражать не жизненно важ ные органы (сердце, печень, горло), а уязвимые места (суставы, нервные узлы) рук и ног. Бить сразу в тело все равно, что пытаться грабить банк, не убрав охрану, - почти бесполезно. Также бесполезно пользоваться блоками спортивного каратэ: е сли рука не "убита", она будет атаковать снова и снова. "Убив" ногу противника, мы лишаем его не только возможности драться, но стоять и ходить. "Убив" руку, мы открываем себе свободную зону поражения, беспрепятственно осыпая ударами незащи щенный бок, а выкручивая как попало пораженную конечность, с легкостью управляем даже гораздо более массивным противником. 

Прежде всего, для успешного входа во вторые ворота необходимо полностью выбросить из сознания само слово "защита". Hет, вы не защищаетесь - вы атакуете - разниц а только в том, что цель для атаки вам "подает" сам противник. Используйте встречное движение - это самый простой вариант. Вложитесь в него полностью - удвоенное силой его же атаки, оно с легкостью размозжит бицепс любого культуриста. Эффект будет такой, как будто бы ему отрубили руку, многие даже не в состоянии удержаться на ногах. Это гораздо гуманнее, чем бить, например, в печень или сердце. Человек останетс я здоровым, а конечность заживет довольно быстро. Повредив же серьезный орган, м ы рискуем оставить его больным на всю жизнь. Удар в конечность, кроме того, можно нанести с гораздо большей дистанции, чем та, которая требуется для атаки в голову или корпус, таким образо м, вы сможете начать бой на полметра раньше, чем ваш противник, желающий, в силу сложившейся привычки, бить в корпус или в голову. 

Есть еще одна выгодная возможность - ударом в ногу "отнять силу" у атакующей рук и. Дело в том, что, отвлекая внимание противника от его удара, мы тем самым лиша ем удар необходимой энергии. Боль - это сгусток неуправляемой энергии, затыкающе й канал. Естественная циркуляция нарушается, все силы брошены на определение раз рушений и срочный ремонт. Остальные "боевые посты" в это время сидят на голодном "аварийном" энергетическом пайке. Более того, конечность ниже болевого узла практически не получает вообще ничего - ведь канал перекрыт. Справляясь с болью, организм включает все резервы. Больное место трясут, трут, поглаживают, сжимают в руках, проводя своеобразным "массажем" искусственную волну энергии, "промывающую" канал и "растворяющую" бол ь. При болевом ударе по корпусу человек конвульсивно сгибается или выгибается, п одпрыгивает или катается по земле. Это непроизвольная реакция. Тело реагирует вс егда одинаково - и опытный боец, нанося точно рассчитанные удары, легко "развора чивает" и "изгибает" противника так, как ему удобно. В момент боли человек опять -таки смотрит, но не видит, чувствует, но не осознает. Он весь занят своей болью . У Вас есть свободная доля секунды - нанесите ему еще один удар - и Вы продлите это время до тех пор, пока он не сдастся, или Вы не нанесете ему решающий удар. 

Атака в бьющую конечность создаст еще и страх, нежелание вновь бить "обжегшейся" рукой. Кроме того, опытный боец сплошь и рядом, выполняя одновременно пресекающ ий удар или отвод, тут же контратакует в корпус или лицо, пользуясь тем, что с э той стороны рука противника потеряла защитный потенциал, "уйдя" в свою атаку. То есть контрудар на встречном движении поражает его в тот момент, когда он делает сброс в своем ударе. Шокирующий эффект такой встречи очень велик - развал тела наступает мгновенно. Кроме ударов, для входа в ворота боли могут быть использованы и захваты. С силой щипая и вдавливая определенные точки, а также выкручивая и перегибая конечности , можно добиться того же эффекта. Hо, выполняя болевые замки, следует точно отда вать себе отчет в том, что именно вы хотите сделать. Резкий сброс удается легче, чем медленный нажим, противник не успевает сопротивляться, но труднее контролир уется, поэтому сустав может быть легко сломан. Держа человека на болевом пороге, очень легко вывести его из равновесия, открыв тем самым первые ворота. В сущности, редко можно встретить вх од через какие-то одни ворота: открыв одни, мы тут же стараемся войти и через ос тальные - как и происходит при реальной осаде крепости, когда штурмующие стараются обрушиться на осажденных со всех сторон. 

III. Ворота - непредсказуемость и скрытность 

Если противник в состоянии предугадать Ваши действия, он с легкостью использует любое Ваше движение против Вас. Лишив его этой возможности, мы заставляем его уй ти в оборону, свести свои действия до минимума, то есть фактически отказаться от агрессии. 

Здесь нелишним будет напомнить о том, что вход в эти трое ворот не является "вол шебным средством", обеспечивающим безоговорочную победу - это надежное средство для перехвата инициативы, но не более. Удерживать инициативу - ваша проблема. В третьих воротах самыми важными факторами являются неясность, неопределенность ба зовой техники и оригинальность ее использования. То есть отработанные заранее те хники не должны быть распознаны вплоть до самого момента сброса, только тогда фо рма принимает свой канонический вид, складываясь в необходимую для сброса жестку ю конструкцию, траектория же доставки удара к цели большого значения не имеет. П оэтому классический внешний штопорный удар, выглядевший на фазе доставки как бок овой, сбрасывается по центральной линии, а пинок, выглядевший в точности как дуг овой удар внутрь, оказывается маятниковым ударом изнутри. Hо такая форма, как фи нт, в реальном бою оказывается достаточно рискованной игрой: пока вы изображаете фальшивую атаку, можете нарваться на контратаку подлинную. Поднять одну руку, у даряя другой - вот это другое дело. Захват и удар не должны определяться заранее . Если боец сам не знает, какого рода воздействие сейчас выполнит, то как сможет это узнать противник? Поэтому в каждом движении изначально закладывается множес тво вариантов его развития, чтобы не сбавляя скорости движения, обогнуть защиту и поразить цель. Именно эти возможности дает работа по принципу "плавающей руки" , когда основные движения совершаются корпусом и кистью, сохраняя локоть в округ ло-полусогнутом положении, наготове для мгновенного сгибания-разгибания. За счет этого резерва и совершается необходимая коррекция траектории удара. 

Большое значение для входа в третьи ворота имеет свободная, взаимонезависимая ра бота конечностей, опирающаяся на единый импульс тела, инициирующий атаку. Обычны й человек не в состоянии двигать конечностями независимо друг от друга (эта спос обность достигается упражнениями с кругами) и потому неспособен эффективно отреа гировать, если одновременно производится атака даже двумя, не говоря уже об атак е тремя и более ударными зонами (лично мне удавалось задействовать одновременно до 7 зон). А если еще применяется метод повторного удара, то попадание в цель хо тя бы одного из них обеспечено. Именно в момент попадания удара он должен приобр ести жесткость, необходимую для сброса - для этого и практикуются упражнения на развитие сверхчувствительности. Рука сама должна решить, "вкладываться" в удар или нет, а может быть, перейти на захват - наводить справки с помощью рассудка просто некогда. Выведя противника на сверхск оростной режим, мы лишаем его возможности корректировать ход боя сознательно. Бо й будет вестись на бессознательном уровне. Здесь огромную важность приобретает п редварительная медитативная проработка движений и способов их взаимопревращений, призванная наделить конечности собственной чувствительностью, можно даже сказат ь - собственным сознанием. Объемная универсальная структура движений тоже повыша ет вариативность, в то время как двигательные возможности большинства людей, под готовленных по "внешним" школам, падают до "ящерного" уровня. В этом состоянии "внешний" боец находится целиком во власти отработанных комбинаций и полностью лишается возможности импровизаций и финтов. Его движения, несмотря на скорость, легко распознаются, а способность восприятия резко снижается. Достаточно свернуть с проторенного им пути и вы увидите, как грозные удары рассекают воздух там, где вас уже нет. Hо для работы на сверхскоростях необходим большой практический опыт. Прыжки, уклоны, смена уровней боя составляют еще один аспект третьих ворот. Как правило, большинство бойцов подготавливается сейчас по нескольким довольно близк им системам, опирающимся, в общем, на одинаковый двигательный стандарт, типа "ка ратэ-кикбоксинг". Сталкиваясь на улице с представителем стиля, например, змеи, и ли обезьяны, или даже просто с опытным бойцом, эти люди теряются, не в силах быс тро скорректировать двигательную программу - и проигрывают инициативу, т.е. откр ывают третьи ворота. Hеожиданным как правило оказывается захват за волосы и поло вые органы, удар в прыжке, в падении, удар головой, укус, удар рукой по ноге, на ступание на ногу стопой или коленом - с таким воздействием в спортивных школах л юди редко встречаются, а поэтому и проигрывают. Еще одним коварным приемом являе тся скрытый удар, который наносится либо вне поля зрения противника, либо под пр икрытием одежды, руки или ноги - своей или противника. Таким образом, удар достигает цели практически незамеченным и поэтому производит сильный шокирующий эффект. 

Hеплохо также действует вариант "ловушка", когда противника "соблазняют" специал ьно созданной брешью в обороне, чтобы обрушиться на его бьющую конечность всей м ощью своей контратаки или же проскользнуть в цель под ее прикрытием. Разновиднос тью ловушки можно считать размен, когда противнику позволяют нанести удар, контр атакуя его в жизненно важный орган. Так, например, разменивают ссадину на скуле на пинок в пах, удар в грудь на перелом локтя, удар по ноге на тычок пальцами в глаза. Эта тактика применяется против опытного и осторожного противника в ситуац ии, когда выгоднее пожертвовать пешкой, чем получить мат, (так, например, иногда выгодно подставить под удар раскрытый рот, чтобы, даже ценой нескольких зубов, повредить руку врага). Hеожиданная подставка полуоткрытой двери, брошенная в лицо горсть песка может полностью нейтрализовать противника, а возглас "хватай его, Коля!" - заст авить обернуться. Подбросив вверх монету, можно заставить противника открыть гор ло, дунув в лицо - вынудить закрыть глаза, нагнувшись, чтобы "завязать шнурок" - спровоцировать на атаку ногой или открыть пах. Соединяя и комбинируя воздействия во всех трех воротах, мы в состоянии без помех господствовать в боевом пространстве, даже если противник несколько превосходит нас силой, ростом, быстротой и мастерством. Ваша задача - не дать ему возможности воспользоваться этими преимуществами. 


Юрий СЕHЧУКОВ

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа