Исследование жизни и биографии О-сенсея проводила школа Айкибудзюцу Сасори-кан.

Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба показан почти во всех исторических изданиях, биографиях, воспоминаниях учеников почти как полубог! Давайте посмотрим на его вехи жизненного пути с точки зрения обычного человека, беспристрастно. Проследим долгую и сложную цепь событий, которая привела его к вершинам всемирной славы, к его высочайшему званию О-сенсея. И так вперёд:

 

 

Основатель Айкидо - Морихэй Уэсиба (1883 - 1969)

 

Вступление: Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба показан почти во всех исторических изданиях, биографиях, воспоминаниях учеников почти как полубог! Давайте посмотрим на его вехи жизненного пути с точки зрения обычного человека, беспристрастно. Проследим долгую и сложную цепь событий, которая привела его к вершинам всемирной славы, к его высочайшему званию О-сенсея. И так вперёд:

Биография рассказанная Киссёмару Уэсибой:    Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабэ префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихэя, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

 

народные гуляния в Танабэ (префектуры Вакаяма)

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Сингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэя плаванию и сумо. 
В Танабэ Морихэй окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабэ, где в его обязанности входила оценка земель.

 Старшая сестра Морихэя выходит замуж за очень влиятельного и богатого гражданина Танабэ Зензо Иноэ. У них родилось 8 детей и четвёртый ребёнок Ёсиро Иноэ (1902-1994) сыграл в дальнейшем очень важную роль и оказал огромное влияние на развитие айкидо.
В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием "Уэсиба Трэйдинг" - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси в фирме его родственника Иноэ.

И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токио, Морихэй начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу, под руководством Сабуро Тодзава. Прозанимавшись, по вечерам, несколько месяцев пока не заболел болезнью бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабэ.

 
Комментарии Сасори-кан: Начало тренировок, вечерами после основной работы, носило скорее ознакомительный характер. Все мы знаем как происходит начало обучения :-) Далее была пауза в занятиях.


Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэй Уэсиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабэ, Морихэй был знаком с ней с детских лет. 
В 1903 году Морихэй был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал дзю-дзютсу Ягю-рю школы Гото.

 
Комментарий: Возможно он занимался ещё где либо, но об этом ничего не известно хотя историки от мира айкидо именно на этот «тёмный» период времени ссылаются, что Уэсиба яко бы занимался ещё несколькими школами будо, но … повторюсь – нет таких сведений и всё это только домыслы! Рассудите сами идёт война, редкие периоды затишья, занятия не регулярные, видимо и бессистемные … что успел изучить, то и успел. Так же неизвестно какой степени мастерства он там достиг.

 

Морихэй Уэсиба в армии (в верхнем ряду по центру)

В 1907 году Морихэй был демобилизован из армии и возвратился в Танабэ, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

 

В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабэ преподавателю дзюдо Киючи Такаги (которому в то время было 17 лет) стать наставником Морихэя. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё. Именно здесь Морихэй и небольшая группа его друзей осваивал дзюдо.


Комментарий: Таким образом Морихэй ещё осваивает элементы техники дзюдо Кодокан. Как регулярны были эти занятия история умалчивает. Как бы то ни было но занятия прерываются на долгое время (с 1912 до 1915 года) с связи с переездом на Хоккайдо. Что мы видим? Опять таки занятия Морихэя были любительскими, которые постоянно прерывались на очень большой срок. Думается, что каждый раз ему приходилось начинать обучение, практически заново.

 

фотография Такаги (сделанная уже позже в 1918 г.)

В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацуко. В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Морихэй договорился с местной администрацией о возможности переселения в Сиратаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Танабэ, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кису, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабэ в Сиратаки, которое завершилось в мае. 
Местность, где и сейчас находится поселок Сиратаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кису были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихэй делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Сиратаки, благоустройством домов.
В 1915 году его представили Сокаку Такэда мастеру Дайто рю Айкидзюдзюцу.

 

Сокаку Такэда.

Морихэй был очень впечатлён демонстрацией техники и в течении месяца он занимался у Такэда. (начало занятий 4 апреля 1915г – запись в книге Такэда на фото)

 

После чего Такэда уехал и спустя  какое то время Морихэй пригласил Такеда пожить в его доме, а в дальнейшем Такеда переехал с семьёй в Сиратаки и там постороил себе дом.  Сокаку не сидел на одном месте, постоянно путешествовал и давал семинары.


Из интервью Токимунэ Такэда: Обычно семинар длился десять дней. К сожалению, было невозможно распространять искусство систематически, Сокаку проводил время, обучая в путешествиях, и не основывал дочерних додзё.

 
Комментарий: Не смотря на то, что во всех исторических книгах пишется, что Морихэй тренировался в Сиратаки под руководством Сокаку Такэда с 1915 по 1919 года, обычно это так и понимается, что всё это время Уэсиба только, что и делал, как тренировался. Так вот нет!!! В указанный срок Уэсиба тренировался под руководством Такэда всего 70 дней. О чём свидетельствуют записи в книги Сокаку Такэда:

 
Из интервью Токимунэ Такэда: Уэсиба действительно занимался довольно много. (смотрит в записи отца) Вот это был первый раз, это второй, а это третий. Вот четвёртый, пятый, шестой и седьмой раз... восьмой. Здесь указано восемь семинаров, где Морихэй участвовал в качестве ассистента Сокаку. Всего он занимался в качестве ученика в течение семидесяти дней.

 
Комментарий: Это происходило по причинам частых путешествий Такэда по стране. Оставив свою семью под присмотром Уэсиба, сам постоянно отсутствовал. И то небольшое время, когда он возвращался и были тренировки. Уэсиба же много времени уделял строительству посёлка, руководству общиной и бытовыми делами. Иногда Сокаку брал Уэсибу с собой в качестве помошника и ассистента. Думается, что как раз в это время, когда им приходилось ездить с семинарами и жить под одной крышей и происходило основное обучение Морихэя. Что и подтверждает сын Такэды - Токимунэ:

 
Из интервью Токимунэ Такэда: Да, мистер Уэсиба очень много сопровождал Сокаку. Путешествия с Сокаку имели гораздо большее значение, чем просто тренировки вместе с ним на регулярных семинарах. И более того, мистер Уэсиба обучался также как ассистент Сокаку. … С этого времени он начал сопровождать его. Так как Сокаку бывал в разных местах и преподавал полицейским, судьям и такого рода людям, мистер Уэсиба возможно решил, что это искусство прекрасно, и, овладев им, ему больше не пришлось бы заниматься сельским хозяйством. Он был очень увлечён Дайто-рю и словоохотлив. Когда Сокаку преподавал Дайто-рю группе судей и прокуроров в Хакодатэ, мистер Уэсиба был его напарником и ассистентом при обучении. Ему шёл тогда четвёртый десяток, а он мог обучать судей уже в столь юном возрасте. Обычно, в то время было довольно трудно дорасти до этого уровня. Инструктора не принимали на работу в полицию, если он не был потомком самурайского рода. С этим было довольно строго. Так что было большим достижением, обучать судей, будучи столь молодым. Морихэй Уэсиба даже в столь раннем возрасте был замечательным человеком.

 
Комментарий: Логичное заключение из всего вышесказанного: Морихэй Уэсиба не собирался посвятить свою жизнь БУДО, а его возраст уже был 32 года!!! Скорее наоборот, до знакомства с Такэда, он видел себя преуспевающим фермером, да и занятия его дзю-дзюцу и дзюдо, до встречи с Сокаку Такэда носили скорее любительский характер. Всё изменилось после той демонстрации техники в исполнении Такэда. Морихэй был поражён тем, что он увидел и плюс, так как он был человек весьма предприимчивым, понял, что это хороший кусок хлеба на всю оставшуюся жизнь. Морихэй стал делать решающий выбор в жизни, между фермерством и будо, и этот выбор постепенно пал на Боевое Искусство. Итак в 32 года от рождения - начало его серьёзных тренировок Будо. 

Вследствие расширения производства древесины Сиратаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихэй вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиратаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.

 

 Восемь лет жизни Морихэй Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихэй получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихэя отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихэй узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омото кё - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихэй решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: "Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу". Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэй.

 

Онисабуро Дегучи.

Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омото кё, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихэй переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название "Академия Уэсиба" («Уэсиба Дзюку»). Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омото кё. И самостоятельно стал изучать технику копья.
К сожалению, первый год пребывания Морихэй в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.

 

В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность его как мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омото кё. Учиться приехали и военные моряки с базы Майдзуру. 
11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омото кё (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэй. В 1921 году родился сын Киссёмару. 
Выдача инструкторского сертификата  Морихэю Уэсиба от Сокаку Такэда произошло гораздо позже в 1922 году. В Аябэ куда переехал жить с семьёй и сам Такэда.

 

Из интервью Токимунэ Такэда: …. Здесь записано, что он получил свой сертификат в Аябэ. Если я ничего не путаю, моя мать и я отправились в Аябэ, около Киото, когда мне было шесть лет. Мы надолго задержались в доме мистера Уэсиба, известном как Уэсиба-дзуку. Несмотря на то, что я был мал, я наблюдал за тренировками. В то время там было сорок студентов.
Ага, вот оно... Вот запись о нашем там пребывании. Мы оставались там примерно пять или шесть месяцев. Вот, здесь говорится, что ученики Уэсиба-дзуку получали наставления в Дайто-рю дзюдзюцу от Сокаку Такэда-сэнсэя. Многие из этих студентов являлись последователями религии Омото.
Вот, например, Масахару Танигучи из Сэйчо-но Иэ, Вице-адмирал Сэйкё Асано также занимался Дайто-рю. Эти люди тоже изучали искусство. Смотрите сюда, вот имя "Морихэй Уэсиба". Здесь ясно указано, что тренировки проходили с 28 апреля до 15 сентября 1922 года, - это довольно долго. Мистер Уэсиба также обучал в качестве ассистента. Сокаку не особо жаловал религию Омото, так что, кажется, называл (саркастически) его дом "виллой" Морихэя Уэсибы.
Дело в том, что в додзё Уэсиба-сэнсэя занимались несколько моряков. Все они имели некоторый опыт в борьбе сумо и были довольно сильны. И так как Уэсиба-сэнсэй было сложно справляться с такими людьми, он пригласил Сокаку Такэда-сэнсэя. Это были довольно крупные люди, а мистер Уэсиба был меньше меня. Я полагаю, что ему было сложно контролировать их, поскольку он не точно выполнял техники. В конце концов, это довольно трудно выполнить, используя только айки.

 
Комментарий: Вот мы видим практически последние полгода занятий Уэсибы непосредственно под руководством Такэды.


Уезжая после 6 месяцев проживания из Айбе Сокаку вручает Уэсибе сертификат инструктора.

 

Почему Такэда покинул Аябэ? Ответ кроется скорее в том, что Сокаку и Дегучи испытывали взаимную неприязнь друг к другу. Сокаку будучи человеком жёстким и прмолинейным откровенно не долюбливал Дегучи на что тот тоже отвечал взаимностью. Их отношения накалялись и Сокаку решил уехать. Перед отъездом Сокаку, Дегучи подарил ему меч и рисунки, выразив таким образом своё уважение.


Комментарий: Тот факт, что Сокаку Такеда сначала переезжает с семьёй к Уэсибе в Сиротаки, а затем, так же с семьёй в Аябе, говорит о не дюжих организаторских качествах Морихэя. Он мог всё организовать, войти в контакт с нужными людьми  и добиться желаемого. Чего, вероятней всего, не мог делать Такэда, который был просто замечательным мастером и учителем. В дальнейшем, получив нужные знания, Уэсиба с лёгкостью смог организовать для себя компанию по раскрутке «его собственного айкибудо».

 
В следующие два года Морихэй помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омото кё, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.


Комментарий: Далее Уэсиба тренируется и преподаёт уже самостоятельно, оттачивая всё то, что смог получить от Сокаку Такеда. При чём это пока его не основное занятие … он по прежнему занят сельским хозяйством.


В это время Морихэй увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от преподавания Ягю-рю и Дайто-рю. Так зарождалось новое, боевое искусство и в 1922 году Морихэй назвал его "айки-будзютсу".


Комментарий: Причины по которым Уэсиба отказался от преподавания Дайто рю … не известны (говорят всякое, не всему можно верить), но на этой почве у них с Сокуку Такеда вышла размолвка. (по данному Уесибе сертификату и их соглашению, Уесиба с каждого ученика должен был платить Такэде 3 йены, … а создав «свою» школу, он избегал этого … возможно здесь кроется истина.) Плюс ко всему Уэсиба имел сильную поддержку со стороны Дегучи и его секты Омото кё.

 

13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омото кё тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омото кё, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии.

 

 

В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чжан Цзолин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев.

 

К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и  обеспечили их благополучное возвращение на Родину. 
Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэя и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей. 
Возвратившись домой в 1925 году, Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэя.

 

Комментарий: Потрясение, которое испытал Уэсиба … практически приговорённому к расстрелу и простясь с жизнью, были глобальными. Всё изменилось для него. На фотографии сделанной сразу после возвращения и чудесного спасения, мы видим человека немного пришибленного жизнью, растерянного и ещё до конца не нашедшего себя. Вероятней всего, что именно это потрясение и сыграло ведущую роль в дальнейшем становлении личности Уэсибы.


Морихэй решил изменить название "айки-будзютсу" на "айки-будо" (дзютсу - искусство, до - путь). "Искусство" - подразумевает совершенство техники выполнения приемов, "до" - путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

Комментарий:  Кроме того, в ту пору уже «набирали обороты» и становились допущенными «ко двору» (в прямом и переносном смысле) такие новые по тем временам искусства как каратэ-до, иайдо, дзюдо и кэндо. Грех было не откликнуться на веяние времени и не перейти от «устаревшего» дзюцу к новомодному до.


С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такесита Морихэй поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихэй прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства. 
Весной 1926 года Такесита вновь пригласил Морихэй в Токио. На этот раз Морихэй преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихэй в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе. 
Получив следующее приглашение адмирала Такесита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

 

Комментарий: Далее всё пошло как по маслу, всё уже состоялось … теперь уже деятельность Уэсибы, как снежный ком набирало скорость и размах. Многие люди, связи, рекомендации делали своё дело, рекламируя и привлекая в ряды «Айки Будо» массы новых адептов.


В течение двух лет Морихэй снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзё с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Сойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.

 

Комментарий: Теперь у Морихэя Уэсибы, пользуясь поддержкой высоко стоящих чинов,  пошло развитие его преподавательской деятельности. Это ещё раз демонстрирует нам его хорошие стратегические и организаторские  качества. Сокаку Такэда был уже не нужен ему … наверное он даже мешал бы в развитии «тонкой политической» деятельности Уэсибы, по развитию своего бизнеса «Айки Будо».

 
В 1930 году Морихэй поселился на вилле Усигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзё. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихэй, а об айки-будо Дзигоро сказал: "Это - идеал будо". Впоследствии Кано послал заниматься у Морихэя двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики. 
В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзё, чтобы посрамить Морихэй. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэй стал инструктором Военной Академии Тояма. 
В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название "Кобукан". Следующие десять лет были первым "золотым периодом" айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаси, Цутому Югава, Риндзиро Сира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли "адским додзё" из-за высокой интенсивности тренировок.

 

Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио - Оцука (додзё, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Сайбадаси; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма. 
Выдающимися учи-деси (постоянными учениками) в это время были Сигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Сиода и Тегуми Хоси. 
В 1932 году Кийоси Накакура женился на дочери Морихэя. Кийоси Накакура в то время был прекрасным фехтовальщиком кендо. Именно он вдохновил Морихэя на углублённые занятия мечём. За время его присутствия в семье, образовалась отдельная группа кендо и даже проводились соревнования. В этот период Морихэй много времени и внимания уделял искусству боя с мечом – кендо и кендзюцу. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан.

 

Комментарий: Получается, что только в 49 лет Морихэй начинает серьёзно занимается кендо и кендзюцу, то есть техникам меча.  Это ещё раз доказывает его выдающиеся качества как ученика так и учителя. Начав в столь позднем возрасте, он смог добиться многого… вероятнее всего, что Сокаку Такэда демонстрировал, какие то элементы владения мечём Уэсибе … но основательно не обучал и по большому счёту Морихэю пришлось собирать знания самому.

 

Морихэй Уэсиба и Кийоси Накакура.

В 1932 году Морихэй Уэсиба и общество Омото кё основывают "Общество Содействия Боевым искусствам Японии", и в 1933 году Морихэй становится его президентом. Пользуясь филиалами общества, разбросанными по всей стране, на их базе создаются филиалы Айки Будо. По началу основная масса занимающихся были адепты секты. В мае 1933 года открылся додзё Такэда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. 
Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой "Асахи Ньюс" и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.


Комментарий: С преподаванием в офисе газеты «Асахи Ньюс» вышел небольшой казус, о чём рассказывают несколько очевидцев:


Из воспоминаний Такума Хиса:
В 1932 году я усилил службу безопасности в токийском головном офисе «Асахи Ньюс». За эту работу и невзирая на мою молодость, я получил повышение по службе и переехал в осакский офис.
Затем главный человек в Токио, г-н Мицудзиро Исии, председатель Общества Физического Образования, познакомил меня с сэнсэем Уэсибой и сказал, что я должен учиться у него. Так что мне фактически приказали учиться, и компания за это платила. Сэнсэй Уэсиба приехал в Осаку где-то в 1933, и мы учились у него года три.
Сокаку Такеда внезапно объявился в приемной издательства «Асахи Ньюс» и заявил: Он крикнул: «Эй там! Позовите-ка директора по общим вопросам. Я учитель Морихэя Уэсибы по айкидзюдзюцу и мое имя – Сокаку Такэда. Я слышал, что, несмотря на свою неопытность, Морихэй преподает здесь айкидзюдзюцу. Если в «Асахи Ньюс» у всех на виду обучают плохой технике, я считаю это важнейшим вопросом чести дайто-рю. Вот я и пришел с Хоккайдо так быстро, как только смог». И, подняв над головой свой меч, категорически заявил: «Мы начинаем урок прямо сейчас!».

Из воспоминаний Хакару Мори:
Когда появился Сокаку Такэда тогда Хиса-сэнсэй отправился к Уэсиба-сэнсэю и поведал ему о приезде человека по имение Сокаку Такэда. Уэсиба-сэнсэй изменился в лице. Он лишь заметил: «Вот оно как?». Он не выглядел счастливым и как будто вовсе не собирался пойти и поприветствовать Сокаку. А потом вдруг исчез… . Однако Уэсиба-сэнсэй уехал. Хиса-сэнсэй обычно говорил: «Он уехал! Он сбежал!». И изображал натянутую улыбку. Нам казалось, что он не слишком хочет об этом распространяться и пытается все свести в шутку. Смеялся он не потому, что считал это забавным или насмехался над Уэсиба-сэнсэем. Он смеялся потому, что находил весь этот эпизод довольно мистическим и странным.

   
 

Такума Хиса, Морихэй Уэсиба с сотрудниками газеты "Асахи Ньюс". 

В 1933 Кобукан выпускает свою первую книгу под авторством Морихэя Уэсиба, а в действительности Томики Кендзи, именно он подготовил этот манускрипт. Там описывались 166 техник (рисунки сделала ученица и художница – Такако Кунигоси). Этот перечень соответствовал первому уровню айкидзюдзюцу.

 

Комментарий: Вот здесь заслуга Уэсиба огромна, именно он стал как то систематизировать полученные от Такэда знания. Возводить базу … но правда уводить учение немного в сторону…. Ну с кем не бывает :-) Не было бы Морихэя Уэсибы наверное вообще бы ни чего до нас не дошло. В этом его великое предназначение.

 

Морихэй Уэсиба с членами секты Омото кё.

 

 

Морихэй Уэсиба со своими учениками.

 

 

Из интервью Токимунэ Такэда: Сокаку ужасно беспокоился, когда Уэсиба был арестован в Осаке. (Уэсиба был ненадолго задержан вследствии второго инцидента Омото в 1935 году. Многие здания центра Омото в Камэоке и Аябэ были взорваны, и были арестованы многие высокопоставленные руководители секты. - прим.). Он попросил Юкиёси Сагава и меня съездить и проверить, как у него дела. Уэсиба тогда находился под домашним арестом в Танабэ. Услышав же, что с Уэсиба всё хорошо, Сокаку успокоился.

 

Из интервью Токимунэ Такэда: Кстати говоря, Исаму Такэсита и ещё двое демонстрировали своё искусство на первой Демонстрации Классических Боевых Искусств (прошедшей в 1935 году) как Дайто-рю айкидзюдзюцу, а не айкидо. В этой демонстрации приняло участие тридцать восемь различных школ боевых искусств. Осенью 1940 года был основан фонд Кобукан (организация созданная для управления Кобукан додзё Морихея Уэсиба и предшественник нынешнего Фонда Аикикай. -прим.), и адмирал Такэсита был назначен его первым председателем. Хотя сейчас люди, занимающиеся айкидо, и называют своё искусство «айкидо», в то время оно увязывалось с Дайто-рю айкидзюдзюцу. Адмирал Такэсита в 1939 году стал также третьим главой Японской Ассоциации Сумо.

 

 

В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях.

 

Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И. 
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

 

С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время Киссёмару Уэсиба, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё. 
В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо". 
Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

 

Томики Кэндзи и Морихэй Уэсиба в Маньчжурии в 1942 году.



В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны. 
Во время войны, несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэй, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей. 
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, учении Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

 
Комментарий: Вот здесь очень важная веха в развитии Айкидо! Сам Морихэй основное время проживал в деревне Ивама, а пропагандировали и развивали айкидо его ученики, сначала в Японии, а затем и за рубежом. Например Коичи Тохэй внёс огромный вклад для развития айкидо во всём мире. Старшие учении продолжали развивать (при чём каждый в свою сторону) айкидо, в дальнейшем создавались разные направления и школы … ведь каждый понимал айкидо по своему.

 
Комментарий Стенли Пранина: Я помню, как сенсей Мичио Хикицучи говорил, что после войны О’Сенсей был в Сингу более 60 раз. Поскольку этот период занимает 12 -15 лет, мы видим, что Основатель бывал в Кансаи в среднем 4-5 раз в год.
Внимательный читатель без труда поймет, к чему я клоню. После войны О’Сенсей не преподавал в Токио на регулярной основе. Даже когда он появлялся в зале, большую часть времени, предназначенного для тренировки, он читал лекции на эзотерические темы, которые лежали полностью выше понимания присутствующих учеников. Основными учителями в Хомбу в послевоенные годы были сенсей Коичи Тохэй и нынешний Досю Киссемару Уэсиба. Им помогали Окумура, Осава, Орикава, Тада, Тамура и следующее поколение учидеси.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что Морихэй Уесиба в Хомбу Додзё НЕ БЫЛ главным учителем, ежедневно проводящим тренировки. Он появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и часто обучение сводилось к чисто философским рассуждениям. За техническую часть и распространение айкидо в системе Айкикай отвечали главным образом Коичи Тохэй и Киссемару Уэсиба. Точно так же, как и до войны, учидеси становились инструкторами в клубах и университетах после относительно непродолжительного периода ученичества. В это время происходила и «инфляция данов», и многим молодым учителям очередной дан присваивали уже через год после получения предыдущего, а иногда через очередные даны попросту «перескакивали».


9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо". 
Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств. 
Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. 
1953 год. Коичи Тохэя отправляют на Гавайи создать филиал Айкидо.
В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзё Айкидо". В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 
1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях. Так начался второй "золотой период" айкидо. 
С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Синзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным "Сущность Айкидо". 
Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Сидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифунэ и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мосида. 
28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".

 
Комментарий: Регион Гавайи, а в дальнейшем Америку развивал всё тот же Коичи Тохэй (рассорившись с сыном Уэсибы), который повелел снять все портреты Тохэя со стен в вычеркнув его из списков Хомбу Додзё. Но это будет ещё потом, а пока :

 

 

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэй боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств. 
14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя. 
Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэй на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо. 
15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухудшалось. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе. 

 
Комментарий: Давайте посмотрим в заключении на результаты деятельности Морихэя Уэсибы: Айкидо гордо подняв голову шествует по всему миру, открыто множество самостоятельных школ айкидо … некоторые аж очень самостоятельные, мало похожие друг на друга направления … В общем  - далее кто в лес кто по дрова, кто что смог взять, то и понёс … и понёс … и понёс. Айкидо превратилось с искусство мира и огромную денежную индустрию. Ну а там где пахнет деньгами … 
Уже после смерти О-сенсея многие его ученики создают свои направления и стили айкидо. Кто как понял и воспринял. На разных этапах жизни Морихэя его учение претерпевало видоизменения, соответственно и его ученики и их стили так же рознятся. Появляются школы Кэндзи Томики - Томики-Рю, Минору Мочизуки - Ёсэйкан, Годзо Сиоды – Ёсинкан, Коичи Тохэя – Син Син Тойцу (Ки-айкидо), Морихиро Сайто – Такемусу Айки… и т.д. и т.п. 
Итог всего: Именно то, что было создано Сакаку Такэда не передалось никому! По причине не систематизированности учения, спонтанности обучения (отдельные семинары). Каждый, кто у него занимался смог ухватить толику малую его учения. Нет того ученика, который бы нёс его находки и наработки. По большому счёту современное Дайто Рю это «эхо» Сокаку Такэда, крик в ущелье … многократно отражённое от скал и вернувшееся в искажённом виде. Точно так же и выявляется в Айкидо – нет такого ученика, кто продолжал бы именно то, что разработал и нашёл Морихэй Уэсиба. Все его ученики открыли каждый своё направление, исходя из понятого и изученного. Это великое учение очень шатко и зыбко … неуловимая грань на которой оно держится, может быть понята многогранно, постоянно трансформируется. 
Низкий поклон Великому человеку – О-сенсею, Морихэю Уеэсибе за его огромный талант организатора, учителя, психолога, философа … за то, что он смог принять и передать нам это Боевое Искусство – АЙКИ !  Домо аригато годзай масу!


Исследование жизни и биографии О-сенсея проводила школа Айкибудзюцу Сасори-кан.

В итоге обучение Морихэя Уесибы составило:
1.
   В 1902 году начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу. Несколько месяцев по вечерам.
2.   В 1903 году в периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото. Занятия нерегулярные. К этому времени приписывают изучение Уэсибой ещё множества школ, но об этом ничего не известно.
3.   В 1907  году демобилизовался и в дальнейшем изучал дзюдо у себя в амбаре под руководством 17 летнего юноши до 1912. Потом перерыв до 1915 года. Как регулярны были занятия о том история умалчивает.
4.   В 1915 году он знакомится с Сокаку Такэда мастером Дайто рю Айкидзюдзюцу и в течении месяца он занимался у него. В дальнейшем с перерывами до 1919 года. Всего в этот срок Уэсиба тренировался 70 дней.
5.   В 1920 году Уэсиба открывает своё первое додзё «Уэсиба Дзюку» и начинает самостоятельно преподавать Айкидзюдзюцу. Там же самостоятельно стал изучать технику копья. 
6.   В 1922 году Такэда приезжает с семьё к Уэсибе в Аябэ. Обучает Уэсибу и его учеников около 6 месяцев и уезжает, оставив на попечение Уэсибы свою семью. На этом изучение будо под руководством Такэда закончено. Продолжаются самостоятельные поиски.
7.   В 1932 году Кийоши Накакура прекрасный фехтовальщик женился на дочери Морихэя. И помогает серьёзно освоить Морихэю техники меча.
8.   Далее и до конца своих дней уже его самостоятельные поиски.

 

Ученики Морихэя Уэсиба.

 1-ое поколение (1921-1935): 
Нориаки Иноуэ (1921), Исаму Такэсита (1925), Кэндзи Томики (1925), Хисао Камата (1929), Иккусай Ивата (1930), К. Фунахаси (1930), М. Мотидзуки (1930), М. Хасимото (1931), А. Мурасигэ (1931), Риндзиро Сирата (1931), Ц. Юкава (1931), С. Ёнэкава (1931), Годзо Сиода (1932), Дз. Акадзава (1933), Такума Хиса (1935, Осака).
2-ое поколение (1936-1945):
Бансэн Танака (1936), Коити Тохэй (1939), Тэнрю (1939), Минору Хирай (1939), Кисабуро Осава (1940), К. Сунадомари (1942), Тадаси Абэ (1942).

 3-е поколение (1946-1955): 
Морихиро Сайто (1946), Хироси Тада (1947), С. Арикава (1947), Сёдзи Нисио (1951), Сейго Ямагути (1951), Минору Хикицути (1951), Масамити Норо (1951), Сэйсэки Абэ (1952), Набуёси Тамура (1953), Ё. Куроива (1954), Ясуно Кобаяси (1955), Андрэ Нокэ (1955).

 4-ое поколение (1956-1969):
Акира Тохэй (1956), Ёсимицу Ямада (1957), Кацуаки Асай (1958), Кадзуо Тиба (1958), Сэйити Сугано (1959), Мицунари Канай (1959), Мицуги Саотомэ (1959), С.Маруяма (1959), Тэрри Добсон (1960), Норихико Итихаси (1960), С. Масуда (1960), Масандо Суганума (1962), С. Имаидзуми (1962), К. Маруяма (1962), Сэйсиро Эндо (1962), Кэндзи Симидзу (1963).

  

 

Школа Айкибудзюцу Сасори-кан. Ноябрь 2006 г.

You have no rights to post comments

  • Нет сообщений для показа